время в которое нельзя читать намаз

Когда можно, а когда нельзя читать намаз

Рассмотрим подробно день начиная с рассвета и до рассвета следующего дня.

Намаз с рассвета до полудня

Во время восхода солнца делать намаз – макрух. Это период времени, в течение которого солнце поднимается от горизонта на высоту копья, то есть если солнце побелело и его сияние усилилось, то время макрух закончилось. Не выполняются ни обязательные ни дополнительные молитвы.

Намаз от полудня до заката

Когда солнце находится в зените – намаз делать – макрух (кроме пятничного намаза). Это короткий период времени длится до момента когда солнце, которое находится в зените не станет клониться к закату. В это время запрещены все намазы, включая Джаназа. Укба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал :“Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал нам совершать молитвы и хоронить наших покойников в течение трех периодов: во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом); в полдень, пока солнце не начнет двигаться к закату; и во время заката солнца, пока оно не зайдет” (Муслим 831). Исключение составляют: Тaхиятуль-вуду, Тахият-уль-масджид ‎‎ (приветствие мечети), Джумма намаз. Пророк (мир ему и благословение) говорил, что: « Порицаемо совершать молитву в полдень (когда солнце на зените) кроме как в пятничный день, ибо в пятницу пламя Ада утихает » (Абу Давуд, аль-Байхаки).

По ханафитскому мазхабу в период между Зухр и Аср намазами существует «вакту мугмаль» (заброшенное время) и в это время фард намаза не совершается. После намаза-фард Аср не читают нафиль-намазы, допускается совершать только када намаз.

Во время захода солнца можно совершать только намаз Аср этого же дня, если он не был выполнен.

Намаз от заката до рассвета следующего дня

Более подробная информация о временах намазов указана на сайте.

время в которое нельзя читать намаз. Смотреть фото время в которое нельзя читать намаз. Смотреть картинку время в которое нельзя читать намаз. Картинка про время в которое нельзя читать намаз. Фото время в которое нельзя читать намаз

Коллективный намаз мусульманок: может ли одна из них быть имамом?

Выполнения намаза, особенно обязательного, джамаатом является очень желательным делом, за которое вознаграждение будет во много раз больше чем за индивидуальный намаз. Как известно чтобы.

время в которое нельзя читать намаз. Смотреть фото время в которое нельзя читать намаз. Смотреть картинку время в которое нельзя читать намаз. Картинка про время в которое нельзя читать намаз. Фото время в которое нельзя читать намаз

Поднятие рук до и после поясного поклона: сунна или макрух?

Намаз является одним из важнейших элементов исламской веры, который имеет свои обязательные и желательные действия. Каждый мусульманин должен срамиться выполнить намаз также как.

время в которое нельзя читать намаз. Смотреть фото время в которое нельзя читать намаз. Смотреть картинку время в которое нельзя читать намаз. Картинка про время в которое нельзя читать намаз. Фото время в которое нельзя читать намаз

Прерывание молитвы: обязательное и разрешённое

Одной из главных обязанностей мусульман является совершение пятикратной обязательной молитвы. Так как молитва это «беседа» с Богом, к ней должно быть очень трепетное.

Источник

5 периодов времени, когда мусульманам запрещено молиться

время в которое нельзя читать намаз. Смотреть фото время в которое нельзя читать намаз. Смотреть картинку время в которое нельзя читать намаз. Картинка про время в которое нельзя читать намаз. Фото время в которое нельзя читать намаз

Бог возложил на Своих рабов обязательную пятикратную молитву и установил для каждой из них своё время. Всевышний в Коране говорит (смысл): «. Воистину, намаз предписан верующим в определённое время» (сура «ан-Ниса», аят 103). Также Господь и Его Посланник ﷺ побудили нас совершать добровольные, желательные молитвы, некоторые из них связаны с определённым временем, другие – с определёнными причинами, а некоторые не связаны ни с чем (сунна мутляка).

Но есть в Исламе и такие периоды, когда запрещено совершать определённые намазы. Их пять.

Три из них связаны непосредственно со временем:

1) С момента, когда солнце начинает своё восхождение, до того как оно поднимется на размер копья (примерно 2,94 метра).

время в которое нельзя читать намаз. Смотреть фото время в которое нельзя читать намаз. Смотреть картинку время в которое нельзя читать намаз. Картинка про время в которое нельзя читать намаз. Фото время в которое нельзя читать намаз
2) В тот момент, когда солнце находится в зените, и до тех пор, пока оно не отклонится от него. Этот промежуток времени очень короткий, что не вмещает в себя намаз, но всё равно за это время возможно вступить в молитву, а это будет запрещено. Исключением является пятничный день, когда в это время можно совершать намаз.

3) Момент, когда солнце близится к закату и имеет желтизну без ярких лучей, до полного захода солнца. Доводом к запретности совершения намазов в эти промежутки времени служит хадис, переданный от Укбы ибн Амира аль-Джухани رضي الله عنه, в котором он сказал: «Посланник Аллаха ﷺ запрещал нам совершать намазы и хоронить мёртвых: с момента восхода солнца до тех пор, пока оно не поднимется; когда солнце находится в центре неба и до его отклонения; когда солнце приблизится к закату и до момента, как оно зайдёт полностью» (имам Муслим).

На исключение пятничного дня указывает побуждение Пророка ﷺ, чтобы люди в этот день рано направлялись в мечеть и совершали молитвы вплоть до прихода имама, а также хадис, передаваемый от Абу Саида аль-Худри رضي الله عنه: «Пророк ﷺ запретил совершать молитву в полдень, пока солнце не отклонится, кроме пятничного дня» (имам Абу Давуд).

Два из этих запретных промежутков времени связаны непосредственно с совершением обязательных молитв.

время в которое нельзя читать намаз. Смотреть фото время в которое нельзя читать намаз. Смотреть картинку время в которое нельзя читать намаз. Картинка про время в которое нельзя читать намаз. Фото время в которое нельзя читать намаз
4) После совершения утренней молитвы и до восхода солнца.

5) После совершения предзакатной (аср) молитвы и до захода солнца.

Доводом к этому служит хадис от Ибн Аббаса رضي الله عنه, который сказал: «Достойные люди, одним из которых я считал Умара رضي الله عنه, говорили при мне, что Пророк ﷺ запрещал молиться после (обязательной) утренней молитвы, пока солнце не поднимется, а также после совершения предзакатной молитвы до полного захода солнца» (имам аль-Бухари).

Какие именно намазы запрещено совершать в это время?

1) Желательный намаз, который не связан с какой-либо причиной (сунна мутляк), – это намаз, который можно просто взять и совершить, но именно в эти запретные промежутки его совершать запрещено (сюда же относится и намаз-тасбих).

время в которое нельзя читать намаз. Смотреть фото время в которое нельзя читать намаз. Смотреть картинку время в которое нельзя читать намаз. Картинка про время в которое нельзя читать намаз. Фото время в которое нельзя читать намаз
2) Запрет также действует на желательный намаз, причина совершения которого реализуется после его совершения. К таким намазам относятся намаз-истихара (испрашивается выбор), так как сначала совершается намаз, а потом уже осуществляется его причина. Намаз-ихрам (для вступления в обряды хаджа), так как тоже сначала совершается намаз, а потом паломник вступает в обряды. Ведь может произойти так, что причина эта не осуществится, например, человек не вступит в хадж после намаза-ихрам.

Желательные намазы, если причины, по которым их совершают, опережают или сопутствуют намазу, совершать дозволено. Как, например, намаз-приветствие, его причина – вхождение в мечеть – опережает молитву. К дозволенным молитвам также относятся намаз после омовения, обхода Каабы, затмения солнца, прошения дождя, обета и т. п., сюда же входят земной поклон чтения (саджда тилява) и земной поклон благодарности (саджда шукру).

Что касается пропущенных намазов, будь они обязательные или желательные, их можно восполнять в эти отрезки времени.

время в которое нельзя читать намаз. Смотреть фото время в которое нельзя читать намаз. Смотреть картинку время в которое нельзя читать намаз. Картинка про время в которое нельзя читать намаз. Фото время в которое нельзя читать намаз
Супруга Пророка ﷺ госпожа Умму Саляма رضي الله عنها рассказывала: «Я слышала, что Пророк ﷺ запрещал совершать двухракаатную молитву после предзакатного намаза. Но как-то я увидела, что он совершает её в это время. Совершив предзакатный намаз (аср), он вошёл ко мне, у меня в это время находились женщины из племени Бану Харам из ансаров (жители Медины), и я заметила, как он вступил в молитву, тогда я отправила к нему служанку и сказала: «Встань сбоку от Пророка ﷺ и передай ему мои слова: «О Посланник Аллаха ﷺ, я слышала, что ты запрещаешь совершать два ракаата намаза в это время, но вижу тебя совершающим их». Если он укажет рукой, то встань позади него»».

Служанка всё сделала так, как ей было велено, и Пророк ﷺ указал рукой, чтобы она ушла назад. Когда же он завершил молитву, обращаясь к Умму Саляма, сказал: «О дочь Абу Умайи, ты спросила меня о двух ракаатах после предзакатного намаза. Поистине, ко мне пришли люди из племени Абд аль-Кайс, и по этой причине я не успел совершить два ракаата (суннат) после обеденной молитвы, и эти два ракаата были возмещением тех, которые я не совершил» (имам аль-Бухари).

время в которое нельзя читать намаз. Смотреть фото время в которое нельзя читать намаз. Смотреть картинку время в которое нельзя читать намаз. Картинка про время в которое нельзя читать намаз. Фото время в которое нельзя читать намаз
Но важно заметить, что греховно специально планировать возмещение намазов именно в эти запретные отрезки времени, а также делать это постоянно.

Совершение молитв, недопустимых в эти запретные отрезки времени, греховно, и они являются недействительными. Однако разрешено их совершать в эти промежутки времени на заповедной территории Мекки. Там можно совершать любой намаз и в любое время.

Передаётся от Джубайра ибну Мут’има رضي الله عنه, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «О дети Абду Манафа! Не запрещайте никому совершать обход Каабы, а также молитву в любое время дня и ночи» (ат-Тирмизи, Абу Давуд).

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Источник

Нежелательные для намаза временные промежутки

время в которое нельзя читать намаз. Смотреть фото время в которое нельзя читать намаз. Смотреть картинку время в которое нельзя читать намаз. Картинка про время в которое нельзя читать намаз. Фото время в которое нельзя читать намазВопрос: В какое время после утренней и послеобеденной молитв нельзя совершать намаз (когда начинается нежелательное время и сколько длится в минутах)?

Ответ: Нежелательно (карахат ат-тахрим – нежелательность, близкая к запрету) молиться после утренней молитвы и до восхода солнца над горизонтом в размере установленного копья. Время в минутах может меняться в зависимости от сезона; если вы посмотрите на Рузнама (график времени молитв), там приводится время утреннего азана и время восхода солнца.

Также нежелательно совершать молитву, когда солнце находится в зените (по центру неба), то есть в 11:45, 12:00, до азана на обеденную молитву (то есть до склонения солнца от центра); кроме того, нежелательно совершать молитву после послеобеденной до азана на вечерний намаз (то есть заход солнца на горизонте).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не совершайте молитву до восхода солнца утром и до захода солнца вечером, ибо в это время восходят рога шайтана» (имам аль-Бухари, имам Муслим, ан-Насаи).

Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Порицаемо совершать молитву в полдень (когда солнце на зените) кроме как в пятничный день, ибо в пятницу пламя Ада утихает» (Абу Давуд, аль-Байхаки).

Здесь идёт речь о нежелательности, близкой к запрету, то есть если без причины совершить подобное действие три раза подряд, то это превратится в грех.

Идёт речь о нежелательности совершения в полдень тех намазов, у которых причина совершения опережает молитву. К примеру, намаз-тахият (приветствие мечети): если человек вошёл в мечеть, то желательно совершить молитву в два ракаата. То есть причиной стал вход в мечеть, который опередил молитву.

Точно также – молитва после омовения, молитвы затмения солнца и луны, заупокойная молитва, пропущенные молитвы, если они не специально отложены на эти времена.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда пропустил два ракаата желательного намаза, перед обеденной молитвой возместил его после предзакатной молитвы (то есть до захода солнца) (передали имам аль-Бухари, имам Муслим).

Теперь что касается тех молитв, у которых причина следует после самой молитвы. К примеру, молитва-истихар: человек совершает вначале молитву, чтобы истихар засчитывался, то есть причина молитвы – истихар, который рассматривается только после совершения молитвы; или молитва ихрам (вступление в обряды хаджа).

Нежелательность совершения молитв в перечисленные периоды времени не касается территории Харама города Мекки (независимо от того, в мечети или нет). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

يَا بَنِي عَبْدِ مَنَافٍ لَا تَمْنَعُوا أَحَدًا طَافَ بِهَذَا الْبَيْتِ وَصَلَّى أَيَّةَ سَاعَةٍ شَاءَ مِنْ لَيْلٍ أَوْ نَهَار

«О дети Абду Манафа! Не преграждайте никому совершать обход Каабы и совершения молитвы (в мечети) в любое время дня и ночи» (ат-Тирмизи и другие; хадис с достоверной цепочкой передатчиков).

время в которое нельзя читать намаз. Смотреть фото время в которое нельзя читать намаз. Смотреть картинку время в которое нельзя читать намаз. Картинка про время в которое нельзя читать намаз. Фото время в которое нельзя читать намаз

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Нежелательное (макрух) время для намаза. Детальный разбор

Время макрух (нежелательное время)

Выполнение намазов в пяти случаях (о них будет сказано ниже) является макрух. Три из этих случаев сообщены в хадисе, переданном Укбой бин Амиром аль-Джухани (радиаЛлаху ‘анху):

«Есть три промежутка времени, во время которых Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) запретил нам выполнение намазов и погребение усопших: от восхода солнца, пока оно не достигнет «высоты копья»; от нахождения солнца в зените до отклонения его на запад; во время захода солнца». (Муслим, Мусафирин, 293; Абу Дауд, Джанаиз, 51; Тирмизи, Джанаиз, 41; Мавакыт, 31, 34, Джанаиз, 89; ибн Маджа, Джанаиз, 30; Дарими, Салят, 142; ибн Ханбаль. 4/152).

О других двух промежутках времени сообщается в хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри (радиаЛлаху ‘анху): «Я слышал, как пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил:

«Нельзя выполнять намазы после утреннего намаза до восхода солнца. Также нельзя выполнять намазы после намаза аср до захода солнца». (Бухари, Мавакыт, 38; Тавхид, 47; Абу Дауд, Ильм, 13; Тирмизи, Джумуа, 2).

Теперь разъясним то, что касается этих периодов времени, более подробно.

1) Промежуток времени, который длится до восхождения солнца на высоту одного копья. Данная мера в наше время измеряется 5 градусами и, начиная от восхода солнца, продолжается около 40-50 минут. После этого нежелательное время проходит и наступает время, когда можно выполнять байрам-намаз или намаз «ад-духа».

2) Время нахождения солнца в зените, т. е. пока солнце не пройдет зенит и не отклонится на запад, или до наступления времени намаза аз-зухр.

3) Время, которое начинается с того момента, когда солнце становится желтым и не слепит глаза, до полного ухода за горизонт солнечного диска.

4) C появления «второго фаджра» до восхода солнца. Кроме утреннего намаза.

5) После выполнения намаза аль-аср до захода солнца.

В первые три промежутка времени «карахат» (нежелательное) нельзя выполнять ни пропущенные фард-намазы, ни витр, ни ваджиб, ни намаз-джаназа. Также нельзя в это время выполнять сажда-тилават, который необходимо сделать после прочитанного раньше аята, отмеченного в Коране значком. Иначе потом придется все это выполнить заново.

Также нельзя в эти промежутки времени выполнять нафиль-намазы, но если все-таки их выполнили, они, хотя выполнены в нежелательное время, действительны, поэтому потом не стоит их вновь читать, так как нежелательность выполнения намазов не нарушает целостность нафиль-намазов. Если начали выполнение намаза, то лучше в таких случаях прервать и выполнить в разрешенное время. Запрет на выполнение намазов в эти промежутки времени объясняется стремлением избежать какого либо уподобления действиям язычников, поклоняющихся солнцу.

Суть запрета на выполнение других намазов после времени утреннего намаза и на выполнение нафиль-намазов после намаза аль-аср исходит из того, что эти промежутки времени установлены для фард намазов. Причина запрета кроется не в особом значении времени. Известно, что выполнение фард-намазов в установленное время всегда предпочтительнее, чем выполнение дополнительных намазов. Однако выполнение фард или ваджиб-намазов в эти промежутки времени не является макрух. Также не является макрух выполнение намаза-джаназа и сажда-тилават. Нафиль-намаз, начатый в один из этих двух промежутков
времени, но прерванный вследствие нежелательности выполнения в это время, в другое время подлежит возмещению.

При начале захода солнца можно выполнить лишь обязательный для этого дня намаз аль-аср. Но нельзя выполнять возмещение намаза альаср, который пропущен в предыдущие дни, т. к. ваджиб (необходимый) ‘ибадат не может быть выполнен с недостатками и упущениями. Как известно, нежелательное время является причиной значительных изъянов намаза. В хадисе, переданном досточтимой Айшой (радиаЛлаху ‘анха) говорится:

«Кто успел до полного захода солнца выполнить хоть одно сажда намаза аср или до восхода солнца успел сделать хоть одно сажда намаза субх, считается успевшим (выполнившим) эти намазы». (Бухари, Мавакыт, 17; Насаи, Мавакыт, 11; Ахмад бин Ханбаль, 2/474).

Однако есть другие доводы, которые приводят ханафиты, когда считают, что восход солнца нарушает намаз. Любой намаз, выполняемый во время восхода солнца, нарушается. Однако заход солнца не нарушает намаз аль-аср. Нарушается лишь утренний намаз, во время выполнения которого взошло солнце, ибо в первом случае наступает время другого намаза, а во втором случае заканчивается время одного, но не наступает время другого. Кроме того, времени, отпущенного для утреннего намаза вполне достаточно, чтобы успеть его выполнить. Поэтому с завершением времени утренний намаз нарушается.

При выполнении намазов, кроме утреннего, достаточно успеть прочитать «такбиру ифтитах» («Аллаху акбар») в намазе, чтобы намаз считался выполненным своевременно. При этом не имеет значения причина, по которой было отложено выполнение намаза: очищение от хайд или излечение от умственного расстройства, или т. п.

По мнению шафиитов и маликитов, если до истечения установленного времени успели выполнить хоть один ракаат и два сажда, намаз считается выполненным полностью. Но если выполнено меньше одного ракаата, намаз считается упущенным. (аш-Ширази, 1/54; аз-Зухайли, 1/516).

Выполнение фард или ваджиб-намаза в момент нахождения солнца в зените, делает этот намаз недействительным. Но выполненный нафиль-намаз, хотя совершение намаза в это время нежелательно, является действительным. Абу Юсуф считал, что разрешается выполнение нафиль-намазов в этот промежуток времени только в пятницу. По общему мнению ученых, как только солнце отклонится от зенита к западу, заканчивается нежелательное время для выполнения намазов.

Можно также делать сажда-тилават, если в это время был прочитан аят, после которого обязательно выполнение сажда, но лучше оставить выполнение этого сажда на более позднее время.

Разрешается также совершение намаза-джаназа, если в это время все готово для погребения усопшего. Даже считается более предпочтительным выполнение этого намаза сразу. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), обращаясь к своему зятю, повелел:

«О Али! Не откладывай три дела: выполнение намаза, когда наступило время, погребение умершего и выдача замуж девушки, как только нашли достойного жениха». (Тирмизи, Салят, 13; Джанаиз, 73; Ахмад бин Ханбаль, 1/105).

Другие промежутки времени, в которые выполнение нафиль-намазов макрух

В следующих обстоятельствах выполнение нафиль намазов является тахриман-макрух (ибн Хумам, 1/166; ибн Абидин, 1/349-351; аш-Шурунбуляли, Маракуль фалах, стр. 31; ибн Кудама, 2/116-119, 129, 135, 387; аз-Зухайли, 1/528):

1. Не совершив фарда утреннего намаза, после наступления второго фаджра выполнять другие намазы, кроме сунны утреннего, является тахриман-макрух. Доказательством служит хадис, переданный со слов ибн Умара (радыйаллаху анхума):

«После наступления времени до фарда нельзя совершать другие намазы, кроме сунны утреннего намаза». (Ахмад бин Ханбаль, 2/104; Зайлаи, Насбур Рае, 1/255).

По мнению ханбалитов, данный хадис ибн Умара является «гариб», нет ясного и четкого запрета на выполнение намазов в указанное время. Поэтому нет ничего плохого в совершении дополнительных видов намазов.

2. Согласно мазхабам Ханафи и Малики, выполнение намазов-нафиль перед намазом аль-магриб, является макрух, ибо на это указывают хадисы, в которых сообщается, что намаз магриб лучше выполнять как можно раньше, сразу после наступления установленного времени. Одним из таких хадисов является хадис, переданный Салямом бин Аквой:

«Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) выполнял намаз магриб сразу после захода солнца, когда оно исчезало за темной пеленой». (Бухари, Бадуль-хальк, 4; Муслим, Масаджид, 216; Абу Дауд, Салят, 3; Тирмизи).

Укба ибн Амир сказал: «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил:

«Пока моя умма не станет откладывать выполнение намаза магриб до появления звезд на небе, она будет находиться на благом пути». (Абу Дауд, Салят, 6; ибн Маджа, Салят, 7; ибн Ханбаль, Муснад, 4/147, 5/417, 422; ибн Хумам, 1/159).

По распространенному мнению шафиитов, выполнение двух ракаатов дополнительного намаза до фарда намаза аль-магриб является мустахаб, в то время как ханбалиты утверждают, что это дозволено, но не является сунной. В приведенном выше мнении относительно дозволенности выполнения перед намазом аль-магриб двух ракаатов дополнительного намаза, представители этих двух мазхабов опираются на действия Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), выполнявшего эти намазы. Считается, что хадисы, в которых содержится предписание как можно быстрее выполнить намаз аль-магриб, имеют абстрактный характер. (аш-Шавкани, 2/2).

3. Также является макрух выполнение намазов-нафиль при чтении хутбы имамом в пятницу, в праздничные дни, во время хаджа, после солнечного и лунного затмения, а также во время чтения молитвы «истиска» (молитва, читаемая с просьбой к Аллаху, чтобы Он ниспослал дождь).

С момента восхождения имама на минбар и до совершения намаза-джума, совершение дополнительных видов намаза является макрух.

Аргументом служит следующий хадис, переданный Абу Хурайрой (радиаЛлаху ‘анху):

«Если во время чтения хутбы (имамом) в день джума скажешь товарищу «замолчи», то тем самым совершишь большую ошибку». (Бухари, Джумуа, 36; Муслим, Джумуа, 12; Абу Дауд, Салят, 229; Тирмизи, Джумуа, 16; Насаи, Джумуа, 22; Идайн, 21).

По мнению шафиитов и ханбалитов, если нет опасности опоздать на начало намаза, можно во время хутбы выполнить только два ракаата тахийятуль-масджид (намаз, выполняемый при входе в мечеть).

4. Выполнение нафиль-намазов как до, так и после праздничных намазов, является макрух. На это указывает хадис, сообщенный ибн Аббасом (радыйаллаху анхума):

«Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) совершал в праздничные дни два ракаата намаза, но ни до, ни после не выполнял никаких других намазов». (ас-Санани, Субулусь-салям, 2/51, 67; Бухари, Тахаджуд, 25).

Это объясняется тем, что нет смысла тратить время на дополнительные намазы и пренебрегать более важными намазами. Но после того как солнце поднимется достаточно высоко, нет ничего плохого в совершении му’минами (кроме имама) двух ракаатов нафиль-намазов.

5. Когда все собрались выполнять фард-намаз, совершение кем-либо дополнительных видов намаза является тахриман-макрух. Доказательством является хадис:

«Когда все встали на фард-намаз, нельзя выполнять кроме него никакой другой намаз». (Абу Дауд, Татавву, 5; Ахмад бин Ханбаль, 2/180).

Исключением из этого правила является сунна утреннего намаза для тех, кто надеется успеть присоединиться к джамаату, выполняющему намаз-фард, во время последнего сидения (када ахир). Если кто-то, выполняя ташаххуд намаз, опасается, что может опоздать на фард утреннего намаза, то может прервать выполнение двух ракаатов сунны. Дозволяется совершение сунны утреннего намаза во время чтения «икамата», призывающего на намаз фард, ибо Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) постоянно совершал сунну и призывал к этому и других мусульман.

Об (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) этом намазе он сказал:

«Два ракаата сунны утреннего намаза лучше всего мира и лучше всего, что находится во вселенной» . (Муслим, Мусафирин, 96, 97; Тирмизи, Салят, 190)

Известны слова досточтимой Айши (радиаЛлаху ‘анха):

«Ни одному дополнительному виду намаза пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не придавал столь важное значение, какое придавал двум ракаатам утреннего намаза» . (Бухари, Тахаджуд, 27; Муслим, Мусафирин, 94; Абу Дауд, Татавву, 2; Ахмад бин Ханбаль, 6/43, 54, 170).

Совершение нафиль-намазов незадолго до окончания времени фарднамаза является макрух.

По мнению большинства факихов, за исключением ханафитов, начинать нафиль-намаз в то время, когда все присутствующие собрались выполнять намаз-фард, является макрух. При этом они (ученые) обращаются к следующему хадису:

«Когда все встали на фард намаз, нельзя выполнять кроме этого никакой другой намаз» . (Абу Дауд, Татавву, 5; Ахмад бин Ханбаль, 2/180).

По этому поводу Имам Малик говорил: «Кто не опасается опоздать хоть на один ракаат намаза фард, тот обязательно должен выполнить два ракаата сунны утреннего намаза» . (ан-Навави, Шарху Муслим, 5/221; ибн Кудама, аль-Мугни, 1/456; аз-Зухайли, 1/532).

Автор: Проф. Др. Хамди Дёндюрен аль-Ханафи
Из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 277-283

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *