Тойота мирай чем заправлять

Животные нам помогут, или чем заправляют водородные Toyota ))

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Toyota Motor совместно с режиссером Морганом Сперлоком создает серию видеороликов для рекламы и популяризации своего революционного автомобиля Mirai 2016 модельного года, работающего на водороде.

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Ролик под названием “Fueled by Bullsh*t” (что в переводе звучит как заправлен, кхмм…»естественными остатками жизнедеятельности животных» назовем это так) является первым из серии фильмов “Fueled by Everything” («Заправляется Всем») и показывает, как из коровьего навоза можно получить водород, который может быть использован для заправки Mirai. И как оказалось, это действительно возможно, причем автомобиль, заправленный природным топливом, чувствовал себя превосходно, также как и пассажиры в салоне.

Боб Картер, вице президент компании Toyota Motor, отметил, что «Водород является самым распространенным элементом во вселенной и это очень перспективный вид возобновляемого источника энергии. Мы видим в нем большой потенциал и уже сейчас делаем долгосрочные инвестиции в будущее».

Напомню, что еще в ноябре 2014 года Toyota Motor представила свой первый в мире серийный автомобиль под названием Mirai, работающий на водороде.

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

В движение автомобиль приводит 153-сильная силовая установка на топливных ячейках. Энергия для нее вырабатывается в процессе химической реакции между кислородом и водородом, а “выхлопом” такого автомобиля является обычная вода.
Разгон до «сотни» занимает у водородного автомобиля 9 секунд, а запас хода составляет 483 км.
Стоимость водородной новинки в США составляет 57 500 долларов.

Внешность и «начинка» водородной Toyota Mirai:

Источник

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Это, конечно, слишком смелая теория, но порой кажется, что многие фирмы, выпускающие экологически чистые автомобили недооценивают важность дизайна. Вспомните, каким унылым, к примеру, была внешность “Тойоты-Приус» и “Хонды-Инсайт» первого поколения. Уродцы ведь чистой воды!

Неудивительно, что «Приус-II», именно начиная с которого и пошел всемирный бум на гибриды, сделали гораздо более симпатичным. Ну хотя бы немного… С другой стороны, если посмотреть на продукцию «Теслы», то здесь все не в пример круче. И первая-то серийная электричка Илона Маска – Tesla Roadster – была машиной симпатичной. Как не быть симпатичным “Лотусу-Элиз» на батарейках?! Потом пошли клевый Model S, футуристичный Model X… Ну надо ли теперь объяснять почему именно “Тесла» лидер рынка электричек?

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Можно быть это, конечно, все и не совсем так, но в одном мы точно не сомневаемся – Toyota реально стоило сильнее запариваться по поводу дизайна своего уникального седана Mirai. Ну как это вообще возможно? Первый в мире серийный (пусть даже и мелкосерийный) автомобиль на топливных элементах, а выглядит как “Приус» в обвесе от мастеров тюнинга из какой-нибудь Румынии… Возможно из-за никакущего дизайна на «Мирай» не обратили особого внимания. Ну кроме узкого круга углубленных в проблему специалистов. И это при том, что технологии топливных элементов в перспективе выглядят даже интереснее чистых электромобилей…

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Но хватит уже пинать “тойотовских» дизайнеров за прошлые грехи. Как говорил Винсент Вега из “Криминального чтива»: “Если человек признал свои ошибки, его надо простить». Второе поколение “Мирай» убедительно показывает – выводы были сделаны, виновные наказаны, больше подобного не повторится.

Второй “Мирай», представленный в конце 2019-го, это вообще другой автомобиль. Настолько, что ему впору придумывать новое имя. Смотрите сами, первое поколение модели было переднеприводным – новичок же построен на заднеприводной премиальной платформе. Причем, при длине 4975 мм и колесной базе 2920 мм “Мирай-II» играет в одной лиге с “пятеркой» BMW. Более того, главный конструктор машины Йошидзаки Танаки обещает – по ездовым ощущениям эта Toyota превзойдет немецкий премиум. Свежо предание, но… смело черт возьми!

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

В этом-то и скрыт главный потенциальный козырь технологии fuel cells. Ведь электроэнергию Mirai получает в результате химической реакции водорода и кислорода. Все это происходит без процесса горения, а значит и вредных выхлопных газов нет как нет. С другой стороны водородомобилю не нужны дорогостоящие тяговые аккумуляторы, которые человечество еще не научилось толком утилизировать. Одни плюсы как ни крути. Особенно учитывая, что топливо для Mirai – сжиженный водород. А ведь именно водород это самый распространенный элемент во вселенной.

И все же вопросы есть. Ведь водородным бывает не только автомобиль, но и, например, бомба… Что, скажем, случится с топливным баком Mirai в случае аварии? Мы попытались ответить на этот интересующий всех и каждого вопрос в нашем новом виде. Да что там ДТП – можете своими глазами посмотреть, что происходит, когда водородный бак “Мирай» пробивает настоящей пулей. Стоп-стоп, дальше без спойлеров…

Да, и не забудьте написать в комментариях, а на чьей стороне вы сами в грядущей войне форматов. Кто же победит в итоге: гибриды, электромобили или машины на топливных элементах?

Источник

Пять вещей, которые нужно знать о 2016 Toyota Mirai

Действительно ли водород топливо будущего?

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Известный во всем мире производитель гибридных автомобилей, компания Тойота, рассчитывает произвести революцию на авторынке в 2016 году, представив новый автомобиль, работающий на водороде, и имеющий нулевой уровень вредных веществ в выхлопе. Так Тойота на днях показала модель Mirai. Наше интернет издание решила более подробнее выяснить, что это будет за автомобиль и какие технологии в ней используются.

Некоторые эксперты считают, что водород это наше будущее топливо, после того, как запасы нефти на земле начнут снижаться. Поэтому Японская компания решила создать новую модель, которая полностью работает на водороде и готова поступить в серийное производство в 2016 году. Конечно это не первый водородный автотранспорт, который предлагают автопроизводители. Но Тойота амбициозно заявляет, что рассчитывает стать первым производителем в мире, который начнет в больших объемах выпускать и продавать любым желающим водородные модели автомобилей. Прежде чем узнать подробности о 2016 Toyota Mirai, давайте узнаем, как работает машина на водороде?

Как правило, в водородном транспортном средстве находятся два баллона, в которые сжатом виде, закачивается в газообразном виде водород. Далее водород проходит по специальной системе подачи топлива, где к водороду добавляется кислород. В результате химической реакции образуется электричество, которое и приводит в действие колеса машины.

Кстати если Вы думаете, что на водороде машины будут не мощные, то это не так. К примеру, если в Вашем загородном доме отключили электричество, подключив к водородной машине электрический кабель, Вы сможете пользоваться всеми электрическими приборами, целую неделю.

Вам интересен, какой звук будет у водородной 2016 Toyota Mirai и некоторые технические характеристики, тогда читайте дальше наш обзор.

Спецификация

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Как заявляет компания Тойота, модель Mirai может проехать до 480 километров на одном полном баке, который заполнен водородом. Примечательно что для того чтобы заправиться до полного бака необходимо всего пять минут. Это отличное преимущество по сравнению с другими транспортными средствами с нулевыми выбросами вредных веществ (электроавтомобили). К примеру, электрическая модель Volkswagen e-Golf имеет запас хода на полностью заряженном аккумуляторе всего 130 километров, когда как для полной зарядки необходимо ждать четыре часа. Даже Tesla S у которой запас хода составляет 320 км, заряжается 20 минут и то если Вы используете специальное мощное зарядное устройство, которые продается как дополнительная опция за огромные деньги.

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Toyota Mirai также имеет преимущества перед конкурентами. Так водородный 2015 Hyundai Tucson FCV имеет максимальный запас хода на одном полном баке водорода только 420 километров. Honda FCX Clarity может проехать на полном баке водорода только 385 километров.

Под капотом Mirai установлен электромотор, мощностью 153 л.с. и максимальным крутящим моментом 335 Нм. Этот силовой агрегат может разогнать автомобиль весом 1,8 тонны с 0-100 км/час всего за 9 секунд. Этот двигатель питается электричеством, которое вырабатывается в результате химической реакции водорода.

Цена

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Сколько будет стоить этот автомобиль в России (если он вообще будет представлен на Российском рынке) не известно. Скорее всего, Тойота откажется продавать в РФ эту модель, так как в нашей стране нет инфраструктуры для заправки машины водородом. В США, к примеру, Тойота будет не только продавать новую модель, но и также будет сдавать машины в аренду. Цена за месяц составит 500 долларов. Через 36 месяцев аренды автомобиль станет вашей собственностью. Для тех же, кто не хочет брать машину в аренду придется расстаться с 59,000 долларов США.

В некоторых штатах действуют региональные государственные программы по стимулированию покупки автомобилей с альтернативными источниками топлива. К примеру, в Калифорнии водородная машина обойдется всего в 45,000 долларов. Разницу доплатит государство.

Заправка

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Теперь, когда Вы знаете, сколько будет стоить этот инновационный автомобиль, естественно у многих из Вас возникает вопрос, сколько же будет стоить заправить эту машину водородом? Во многих странах нисколько. В том числе и в США. Дело в том, что производители водородных автомобилей, чтобы увеличить спрос на подобные автомашины должны развить инфраструктуру заправочных станций, которых очень мало даже в развитых странах. Именно поэтому компания Тойота планирует до 2016 года только в одной Калифорнии построить 46 водородных АЗС. Планируется, что в течение 3 лет заправка будет бесплатной. В настоящий момент в Калифорнии всего 13 заправок подобного рода.

Как скоро можно будет купить Toyota Mirai?

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Планируется, что к концу 2015 года в США поступят 300 автомашин, как модельный ряд 2016 года. К концу 2016 года, в Америку поступит еще 3000 шт. водородных автомобилей.

Поддержка

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Тойота знает, что такое начать продавать что-то необычное и что-то новое. Опыт уже имеется, когда компания выводила на рынок модель Приус. Так в тех странах где будет официально продаваться новинка будет запущена круглосуточная поддержка консьерж-сервиса, позвонив куда, Вы можете задавать любые вопросы, связанные с эксплуатацией автомашины. Так Вы можете узнать, где можно заправить транспортное средство, вызвать экстренную помощь и т.п.

Тойота устанавливает на эту модель 2 года заводской гарантии при пробеге не более 20,000 км/год. Примечательно, что на топливные элементы автомашины устанавливается гарантия 8 лет или 160,000 км пробега.

Какой звук будет у новой машины?

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Скорее всего, звук водородного автомобиля будет точно таким же, как у полностью электрической Toyota Prius. Правда, вполне возможно, что Японцы оснастят машину системой звуковой имитации звучания двигателя. Напомним, что подобную систему использует компания БМВ в некоторых своих моделях. К примеру, звук мотора усиливается с помощью специального оборудования и через акустическую систему машины передаётся внутри салона.

Источник

Ищем доброту внутри водородомобиля Toyota Mirai

Седан Mirai ― примерно десятый тойотовский водородомобиль (конкуренты, например, из концерна Daimler их построили не меньше), но первый, покупать который должны тысячами уже в следующем году. За первый месяц продаж в Японии собрано 1500 заявок.

Дизайн седана Mirai заставляет высказываться даже отъявленных молчунов. Но в отличие от Приуса, которого уже ждут сотни тысяч реальных покупателей, для этого водородомобиля дизайн, даже несмотря на формальное начало продаж, дело не десятое ― сотое. Потому что Mirai как ракета-носитель ― служит для выведения полезного груза в космос, читай водородных технологий ― в будущее («Mirai» по-японски), где ими будут пользоваться не сотни и тысячи, а, как и Приусами, сотни тысяч. А до этого ещё ― как до Луны.

Будущее непредсказуемо, но к нему можно подготовиться ― гласит тойотовская презентация автомобилей на топливных элементах. Когда лет пять назад на одном из мотор-шоу я спрашивал инженеров разных компаний, какие из альтернативных источников энергии самые перспективные, они отвечали: этого не знает никто. Поэтому, готовясь к будущему, все развивают всё: гибриды, электромобили ― и водородные технологии. Этой весной в Женеве я повторил опрос ― с тем же результатом. Но в случае с Тойотой очевидно: долгосрочная ставка ― именно на водород. Верим, говорят, что в будущем Н 2 станет основным источником энергии.

Если бы не сенсорная консоль с отдельным климатическим дисплеем, внутри Mirai можно было бы спутать с Приусом: «обёрнутая» передняя панель, приборы в центре, тот же руль и похожие жёсткие кресла. Привычно тяну к себе и вниз крошку-селектор ― и почти бесшумно выкатываюсь на Fuji Speedway. Вспомните, как наш главред описывал звуковое наполнение водородного Мерседеса В-класса: подвывание электромотора, журчание планетарной передачи, щелчки при переключении режимов силовой установки. Здесь под креслом, где водородный генератор, тоже что-то шипит и журчит, но в целом Mirai примерно вдвое тише негромкого Приуса.

Динамика бодрее приусиной: всё-таки 335 Н•м и 155 сил — это больше, чем у гибридных ДВС и электромотора вместе взятых. Паспортное преимущество водородомобиля ― 9,6 с до сотни против 10,6. Управлять тягой легко и просто, причём она не исчезает и после 120 км/ч. Но главное ездовое отличие ― в поворотах: Mirai заезжает в них, как Prius, гружённый до полной массы. Усилие на руле и реакции сносные, но лишние 500 кг (из общих 1850) ты ощущаешь, будто свои. Крены больше, подвеска размягчённее. Важно, что Mirai построен не из кубиков TNGA, как новый Prius, а на основе однообъёмника Prius v прежнего поколения.

Революционного в устройстве силовой установки «Будущего» нет ничего, но в сравнении с той, что в 2008 году появилась на водородном Хайлендере по имени FCHV-adv, она усовершенствована во всём. Электрохимический генератор, где водород соединяется с кислородом, выделяя электричество и водяной пар, стал вдвое компактнее и легче, настолько же выросла его удельная отдача (с 0,83 кВт/кг до 2,0). Количество водородных баллонов сократилось с четырёх до двух, их вместимость повысилась. Но главное ― топливная система седана Mirai, по уверениям Тойоты, стоит в 20 раз дешевле прежней (подробнее ― в «Технике»)!

Хотя цена без налогов в 60 тысяч долларов или евро за водородный, но, по сути, Prius ― это всё ещё перебор. Тем более, по опыту коллег, которым посчастливилось вместо двух кругов по треку поездить по дорогам Германии, реальный расход водорода почти вдвое выше паспортных 0,69 кг/100 км ― 1,3 кг на сотню. Это даже больше тех 1,08–1,18 кг/100 км, что Петровский показал за рулём старого В-класса. К слову, этой весной в Женеве, где Mirai справлял европейскую премьеру, мы обсуждали тойотовский водородный седан с «электромобильным» начальником Мерседеса Харальдом Крёгером.

«Такая же по технике машина, ― имея в виду тот самый B-класс F-Cell, говорит Крёгер, ― была у нас ещё четыре года назад. Мы с продажами повременили, Toyota ― нет. Это их заявление, мол, мы работаем над топливными элементами, и посмотрите, чего добились. Уверен, что, как и остальные, они ещё очень далеки от целевой себестоимости водородной технологии и продают Mirai в убыток, причём огромный. Однако при тираже в несколько сотен общие затраты частично компенсируются имиджевой прибылью и потому разумны. Мы такой конкуренции рады: чем больше игроков в этом направлении, тем вероятнее результат!»

Проблемы, стоящие на пути распространения водородного транспорта, с тех пор, как в начале века мы читали про Ниву Антэл, никуда не делись. Добывать водород экологичным способом (а не из природного газа или иного ископаемого топлива с выделением «парникового» CO 2 ) по-прежнему энергозатратно, то есть дорого, а заправочной инфраструктуры, считайте, нет ― меньше тысячи заправок по всему миру. Однако надежда на их решение есть, причём, судя по энтузиазму тойотовских водородофилов, она и не надежда даже, а ― вера.

Во-первых, почему бы не использовать тот водород, что уже и так производится? По подсчётам японцев, в мире его ежегодно выделяется столько, что хватит на питание 250 миллионов седанов Mirai. А мерседесовцы прикинули, что даже если отделить только побочный, «мусорный» водород от всякого рода химических производств, его хватит на год 750 тысячам водородомобилям. Есть и совсем безумные проекты вроде австралийского CarbonNet, куда затесалась Toyota. Там, говорят, полно бурого угля, который из-за своей легковоспламеняемости нетранспортабелен. Нет транспорта ― нет продаж, а значит, его очень дёшево жечь на месте.

Чтобы развеять «инфраструктурные» сомнения, японцы приводят в пример создание американских хайвеев, когда за тринадцать лет между штатами было проложено 66 000 км дорог. И американскую же бензоструктуру: в 1901 году в Техасе нашли нефть, через шесть лет открыли первую заправку, а в 1929-м их в Америке было уже 300 тысяч! Всё, мол, возможно ― и инфраструктура с нуля за двадцать лет тоже. С одной стороны ― мы слышим об этом годами. Когда АвтоВАЗ представил Антэл, над топливными элементами работали чуть ли не все автопроизводители мира. И где результат? Двести лизинговых седанов Honda FСX Clarity за три года?

С другой стороны ― по тойотовским презентациям пятилетней давности видно: всё идёт по плану. Собирались в двадцать раз снизить стоимость топливной установки 2008 года ― снизили. Намечали старт публичных продаж автомобиля на топливных элементах на 2015-й ― сделали. Инфраструктура отстаёт ― вместо ста станций в Японии к марту открыта только 81. Но к Олимпиаде 2020 года Токио потратит на «водородную» поддержку 360 млн евро, частично оплачивая постройку заправок (1–3 млн евро каждая), частично сами автомобили. Вдобавок треть операционных расходов каждой станции (85 тысяч евро) будут сообща компенсировать Toyota, Honda и Nissan.

На сегодня по тойотовской классификации водородомобили преодолели две стадии развития из четырёх. Впереди ― десятилетний период так называемой ранней коммерциализации, посвящённый, прежде всего, строительству заправок. Точка перегиба, когда затраты на станции и сам водород достигнут целевых, а заправочный бизнес начнёт зарабатывать, намечена на 2025 год. В цифрах ― это два миллиона водородомобилей на дорогах Японии и 1000 станций в 47 префектурах. После этого ожидается «полная коммерциализация», и кривая распространения автомобилей на топливных элементах пойдёт в гору.

Планы ― грандиозные. Но таким образом Mirai превратится из эмбриона в автомобиль в лучшем случае через десять лет, а Tesla Model S есть уже сейчас. Зачем заморачиваться с добычей, перевозкой, хранением и переработкой водорода, если можно отсечь «лишнее» ― и ездить на электромобилях? Тойтовцы парируют временем зарядки (три минуты против нескольких часов), низким запасом хода электромобилей, ценой батарей (Mirai-то обходится старой никель-металлгидридной) и опять-таки необходимостью строительства зарядных станций. Плюс, говорят, если электричество и водород получать из природного газа, то КПД полного цикла преобразований у водородомобиля выше: 36% против 24.

Я снова вспоминаю мерседесовца Крёгера, который называет себя фанатом электромобилей. Он говорит, что за последние пять лет цена батарей снизилась примерно на треть, а за следующие десять упадёт ещё на 30–40%. Развиваются в электромобильном направлении новые литий-воздушные (Li-air) и литий-серные (Li-S) аккумуляторы. Ищутся иные типы. Химия, поясняет, сильно опережает возможности производства, которому предстоит решить, как выпустить «идеальную» батарею за разумные деньги и сохранить её характеристики после сотен циклов зарядки-разрядки. Но десяти лет, уверен Харальд, для прорыва достаточно.

В общем, победы какой-то одной технологии не предвидится и через десять лет, будет борьба. А к 2050 году, по прогнозам, население Земли увеличится до 9,6 млрд человек (сейчас около 7,3 млрд), причём 70% из них будут проживать в городах. Бороться придётся за чистый воздух. К этому сроку Toyota планирует сократить выбросы всего своего модельного ряда на 90%, полностью отказавшись от автомобилей с ДВС в качестве основного источника энергии. В этом смысле Mirai ― доброе дело. Я нажимаю кнопку Н 2 0 слева от руля ― и сливаю свежесинтезированную пресную воду. С ней, кстати, нас тоже ждёт напряжёнка.

Источник

Тест-драйв: Ищем доброту внутри водородомобиля Toyota Mirai

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Дизайн седана Mirai заставляет высказываться даже отъявленных молчунов. Но в отличие от Приуса, которого уже ждут сотни тысяч реальных покупателей, для этого водородомобиля дизайн, даже несмотря на формальное начало продаж, дело не десятое ― сотое. Потому что Mirai как ракета-носитель ― служит для выведения полезного груза в космос, читай водородных технологий ― в будущее («Mirai» по-японски), где ими будут пользоваться не сотни и тысячи, а, как и Приусами, сотни тысяч. А до этого ещё ― как до Луны.

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Будущее непредсказуемо, но к нему можно подготовиться ― гласит тойотовская презентация автомобилей на топливных элементах. Когда лет пять назад на одном из мотор-шоу я спрашивал инженеров разных компаний, какие из альтернативных источников энергии самые перспективные, они отвечали: этого не знает никто. Поэтому, готовясь к будущему, все развивают всё: гибриды, электромобили ― и водородные технологии. Этой весной в Женеве я повторил опрос ― с тем же результатом. Но в случае с Тойотой очевидно: долгосрочная ставка ― именно на водород. Верим, говорят, что в будущем Н 2 станет основным источником энергии.

Если бы не сенсорная консоль с отдельным климатическим дисплеем, внутри Mirai можно было бы спутать с Приусом: «обёрнутая» передняя панель, приборы в центре, тот же руль и похожие жёсткие кресла. Привычно тяну к себе и вниз крошку-селектор ― и почти бесшумно выкатываюсь на Fuji Speedway. Вспомните, как наш главред описывал звуковое наполнение водородного Мерседеса В-класса: подвывание электромотора, журчание планетарной передачи, щелчки при переключении режимов силовой установки. Здесь под креслом, где водородный генератор, тоже что-то шипит и журчит, но в целом Mirai примерно вдвое тише негромкого Приуса.

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Динамика бодрее приусиной: всё-таки 335 Н•м и 155 сил — это больше, чем у гибридных ДВС и электромотора вместе взятых. Паспортное преимущество водородомобиля ― 9,6 с до сотни против 10,6. Управлять тягой легко и просто, причём она не исчезает и после 120 км/ч. Но главное ездовое отличие ― в поворотах: Mirai заезжает в них, как Prius, гружённый до полной массы. Усилие на руле и реакции сносные, но лишние 500 кг (из общих 1850) ты ощущаешь, будто свои. Крены больше, подвеска размягчённее. Важно, что Mirai построен не из кубиков TNGA, как новый Prius, а на основе однообъёмника Prius v прежнего поколения.

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Революционного в устройстве силовой установки «Будущего» нет ничего, но в сравнении с той, что в 2008 году появилась на водородном Хайлендере по имени FCHV-adv, она усовершенствована во всём. Электрохимический генератор, где водород соединяется с кислородом, выделяя электричество и водяной пар, стал вдвое компактнее и легче, настолько же выросла его удельная отдача (с 0,83 кВт/кг до 2,0). Количество водородных баллонов сократилось с четырёх до двух, их вместимость повысилась. Но главное ― топливная система седана Mirai, по уверениям Тойоты, стоит в 20 раз дешевле прежней (подробнее ― в «Технике»)!

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Хотя цена без налогов в 60 тысяч долларов или евро за водородный, но, по сути, Prius ― это всё ещё перебор. Тем более, по опыту коллег, которым посчастливилось вместо двух кругов по треку поездить по дорогам Германии, реальный расход водорода почти вдвое выше паспортных 0,69 кг/100 км ― 1,3 кг на сотню. Это даже больше тех 1,08–1,18 кг/100 км, что Петровский показал за рулём старого В-класса. К слову, этой весной в Женеве, где Mirai справлял европейскую премьеру, мы обсуждали тойотовский водородный седан с «электромобильным» начальником Мерседеса Харальдом Крёгером.

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

«Такая же по технике машина, ― имея в виду тот самый B-класс F-Cell, говорит Крёгер, ― была у нас ещё четыре года назад. Мы с продажами повременили, Toyota ― нет. Это их заявление, мол, мы работаем над топливными элементами, и посмотрите, чего добились. Уверен, что, как и остальные, они ещё очень далеки от целевой себестоимости водородной технологии и продают Mirai в убыток, причём огромный. Однако при тираже в несколько сотен общие затраты частично компенсируются имиджевой прибылью и потому разумны. Мы такой конкуренции рады: чем больше игроков в этом направлении, тем вероятнее результат!»

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Проблемы, стоящие на пути распространения водородного транспорта, с тех пор, как в начале века мы читали про Ниву Антэл, никуда не делись. Добывать водород экологичным способом (а не из природного газа или иного ископаемого топлива с выделением «парникового» CO 2 ) по-прежнему энергозатратно, то есть дорого, а заправочной инфраструктуры, считайте, нет ― меньше тысячи заправок по всему миру. Однако надежда на их решение есть, причём, судя по энтузиазму тойотовских водородофилов, она и не надежда даже, а ― вера.

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Во-первых, почему бы не использовать тот водород, что уже и так производится? По подсчётам японцев, в мире его ежегодно выделяется столько, что хватит на питание 250 миллионов седанов Mirai. А мерседесовцы прикинули, что даже если отделить только побочный, «мусорный» водород от всякого рода химических производств, его хватит на год 750 тысячам водородомобилям. Есть и совсем безумные проекты вроде австралийского CarbonNet, куда затесалась Toyota. Там, говорят, полно бурого угля, который из-за своей легковоспламеняемости нетранспортабелен. Нет транспорта ― нет продаж, а значит, его очень дёшево жечь на месте.

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Чтобы развеять «инфраструктурные» сомнения, японцы приводят в пример создание американских хайвеев, когда за тринадцать лет между штатами было проложено 66 000 км дорог. И американскую же бензоструктуру: в 1901 году в Техасе нашли нефть, через шесть лет открыли первую заправку, а в 1929-м их в Америке было уже 300 тысяч! Всё, мол, возможно ― и инфраструктура с нуля за двадцать лет тоже. С одной стороны ― мы слышим об этом годами. Когда АвтоВАЗ представил Антэл, над топливными элементами работали чуть ли не все автопроизводители мира. И где результат? Двести лизинговых седанов Honda FСX Clarity за три года?

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

С другой стороны ― по тойотовским презентациям пятилетней давности видно: всё идёт по плану. Собирались в двадцать раз снизить стоимость топливной установки 2008 года ― снизили. Намечали старт публичных продаж автомобиля на топливных элементах на 2015-й ― сделали. Инфраструктура отстаёт ― вместо ста станций в Японии к марту открыта только 81. Но к Олимпиаде 2020 года Токио потратит на «водородную» поддержку 360 млн евро, частично оплачивая постройку заправок (1–3 млн евро каждая), частично сами автомобили. Вдобавок треть операционных расходов каждой станции (85 тысяч евро) будут сообща компенсировать Toyota, Honda и Nissan.

На сегодня по тойотовской классификации водородомобили преодолели две стадии развития из четырёх. Впереди ― десятилетний период так называемой ранней коммерциализации, посвящённый, прежде всего, строительству заправок. Точка перегиба, когда затраты на станции и сам водород достигнут целевых, а заправочный бизнес начнёт зарабатывать, намечена на 2025 год. В цифрах ― это два миллиона водородомобилей на дорогах Японии и 1000 станций в 47 префектурах. После этого ожидается «полная коммерциализация», и кривая распространения автомобилей на топливных элементах пойдёт в гору.

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Планы ― грандиозные. Но таким образом Mirai превратится из эмбриона в автомобиль в лучшем случае через десять лет, а Tesla Model S есть уже сейчас. Зачем заморачиваться с добычей, перевозкой, хранением и переработкой водорода, если можно отсечь «лишнее» ― и ездить на электромобилях? Тойтовцы парируют временем зарядки (три минуты против нескольких часов), низким запасом хода электромобилей, ценой батарей (Mirai-то обходится старой никель-металлгидридной) и опять-таки необходимостью строительства зарядных станций. Плюс, говорят, если электричество и водород получать из природного газа, то КПД полного цикла преобразований у водородомобиля выше: 36% против 24.

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Я снова вспоминаю мерседесовца Крёгера, который называет себя фанатом электромобилей. Он говорит, что за последние пять лет цена батарей снизилась примерно на треть, а за следующие десять упадёт ещё на 30–40%. Развиваются в электромобильном направлении новые литий-воздушные (Li-air) и литий-серные (Li-S) аккумуляторы. Ищутся иные типы. Химия, поясняет, сильно опережает возможности производства, которому предстоит решить, как выпустить «идеальную» батарею за разумные деньги и сохранить её характеристики после сотен циклов зарядки-разрядки. Но десяти лет, уверен Харальд, для прорыва достаточно.

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

В общем, победы какой-то одной технологии не предвидится и через десять лет, будет борьба. А к 2050 году, по прогнозам, население Земли увеличится до 9,6 млрд человек (сейчас около 7,3 млрд), причём 70% из них будут проживать в городах. Бороться придётся за чистый воздух. К этому сроку Toyota планирует сократить выбросы всего своего модельного ряда на 90%, полностью отказавшись от автомобилей с ДВС в качестве основного источника энергии. В этом смысле Mirai ― доброе дело. Я нажимаю кнопку Н 2 0 слева от руля ― и сливаю свежесинтезированную пресную воду. С ней, кстати, нас тоже ждёт напряжёнка.

Паспортные данные

МодельToyota Mirai
Кузов
Тип кузоваседан
Число дверей/мест4/4
Длина, мм4890
Ширина, мм1815
Высота, мм1535
Колёсная база, мм2780
Колея передняя/задняя, мм1535/1545
Снаряжённая масса, кг1850
Полная масса, кг2180
Объём багажника, л361
Силовая установка
Тяговый электромоторсинхронный, постоянного тока
Расположениепоперечно, над передней осью
Макс. мощность, л.с./кВт154/113
Макс. крутящий момент, Н•м335
Тяговая батареяникель-металлгидридная
Расположениеза спинкой заднего сиденья
Напряжение, В244
Ёмкость, кВт•ч1,6
Электрохимический генераторполимер-электролитный
Расположениепод передними креслами
Макс. мощность генератора, л.с./кВт155/114
Трансмиссия
Редуктородноступенчатый
Приводпередний
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, пружинная, McPherson
Задняя подвескаполузависимая, пружинная
Передние тормозадисковые вентилируемые
Задние тормозадисковые
Шины215/55 R17
Дорожный просвет, мм130
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч178
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с9,6
Расход топлива, кг/100 км
— городской цикл0,69
— загородный цикл0,80
— смешанный цикл0,76
Ёмкость топливного бака, кг5
Топливоводород

Техника

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

История

История водородомобилей в разы длиннее, чем кажется. Первое их упоминание относится аж к 1807 году, когда француз Франсуа Исаак де Ривац запатентовал самодвижущуюся повозку с ручным приводом клапанов, дозировавших водород и воздух, и воспламенением смеси от вольтова столба. А топливные элементы ещё в 1839 году открыл англичанин Уильям Роберт Гроув. До недавнего времени водород в автомобилях использовали именно в этих двух направлениях ― сжигая непосредственно в цилиндрах или питая топливные элементы. Причём если, например, фирма BMW начала водородные эксперименты с ДВС в 1979 году (к слову, тогда же в НАМИ испытывали водородный «рафик»), то первый автомобиль на топливных элементах поехал в 1966-м ― это был экспериментальный GM Electrovan, построенный по самым что ни на есть космическим технологиям.

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Свой последний концепт-кар с водородом в ДВС баварцы показали в 2006-м, а три года назад объявили о сотрудничестве с Тойотой. Теперь такой же топливно-элементный генератор на 370 ячеек, как у Mirai, используется в экспериментальной «пятёрке» BMW GT. Очевидно потому, что получать из водорода на борту электричество и воду на 10–20% эффективнее, чем сжигать его в цилиндрах. Однако серийно производить водородомобиль BMW планирует не раньше 2020-го.

Сама Toyota взялась за водород только в 1992 году, но сразу ― за топливные элементы. Первый ходовой прототип EVS-13 на базе кроссовера RAV4 первого поколения был показан в 1996 году в Осаке в ходе Тринадцатого международного электромобильного симпозиума (отсюда и название). Водород в нём вырабатывался из метана, а десятикиловаттному электрохимическому генератору помогала мощная батарея: тойотовский водородный первенец родился гибридом.

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

Тойота мирай чем заправлять. Смотреть фото Тойота мирай чем заправлять. Смотреть картинку Тойота мирай чем заправлять. Картинка про Тойота мирай чем заправлять. Фото Тойота мирай чем заправлять

За кадром

Павел Карин, 16 декабря 2015 в 11:01. Фото Драйва и компании Toyota

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *