почему нельзя слушать радио в общественном месте
Трансляция Радио в общественных местах
Радио в магазине, как на это смотрит закон?
Наверное, каждый из нас в той или иной мере сталкивался с ситуацией, когда в общественных местах осуществляется трансляция радиопрограмм, в том числе и проигрывание музыкальных произведений. Сталкивались многие, но мало кто задумывался над тем, насколько это является правомерным и соответствует ли закону. Чуть ли не единственными людьми, которые сталкивались с этой проблемой, являются представители организаторов либо собственников таких публичных мест: магазинов, ресторанов, кафе, торговых центров. В действительности же вопрос простой: можно ли осуществлять такие трансляции или все-таки или нет?
За музыку придется платить
Российское Авторское Общество (РАО) к этому вопросу подходит просто: нельзя, за такую трансляцию необходимо платить по тарифам и ставкам, установленным РАО. При этом судебная практика в этом вопросе полностью поддерживает РАО. Так, например, в одном деле РАО обратилось в суд общей юрисдикции по причине того, что в кафе были публично исполнены музыкальные произведения, транслируемые «Радио СИ». По итогам дела Свердловским областным судом было вынесено Определение, резюмирующее, что «предприятия торговли, общественного питания и другие подобные организации обязаны выплачивать авторское вознаграждение за использование на своих площадках охраняемых законом авторских произведений» (см., Определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 05.07.2007 г. по делу N 33-4822/2007).
Аналогичной точки зрения придерживается и Верховный суд Российской Федерации. Так, например, по иску РАО к «К» о нарушении авторских прав, в связи с воспроизведением музыки по радио «Европы Плюс» в здании кафе суд не принял во внимание то обстоятельство, что публичное использование ответчиком музыкальных произведений транслируемых радиостанций «Европа плюс» без заключения соответствующих договоров с авторами включенных в эти передачи музыкальных произведений либо лицензионного соглашения с истцом в силу закона является неправомерным (см. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года» (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 30.05.2007 г.).
Обязательно ли платить за радио в общественных местах?
С одной стороны, можно подумать, что данное разрешение ситуации не соотносится с законом, так как в законе сказано, что использованием сообщения радио- или телепередачи (вещания) (что подразумевает платность такого использования) считается, в том числе публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением (пп.6., п.2, ст. 1130 ГК РФ). Из чего можно сделать логический вывод о том, что если вход в заведение является бесплатным, то транслировать радиопередачи можно и без авторского вознаграждения.
Логику в именно таком регулировании проследить довольно-таки затруднительно, ибо получается, что собственники заведений должны платить не только за фоновое воспроизведение музыки по радио, но вместе с тем еще и за рекламу, воспроизводимую на радиоканале. Кроме того, еще неизвестно какой репертуар именно в данный момент предпочтет радиостанция, чтобы точно знать за что придется платить. В дополнение возникает проблема «двойной» оплаты: с одной стороны радиостанция УЖЕ произвела отчисления за публичное вещание музыкальных произведений, с другой стороны собственники публичных помещений со свободным входом и посещением должны платить за ретрансляцию этих же УЖЕ оплаченных произведений.
Вывод напрашивается простой: в целях экономии средств следует ограничить вещание радиостанций на территории своих заведений. А если есть острая необходимость в фоновой музыке – включить те музыкальные произведения, за которые уже были ранее произведены отчисления в РАО (выйдет всяко дешевле радио с непредсказуемым и широким кругом репертуара).
Как поставить музыку для клиентов и не попасть на штраф
Владельцы магазинов, кафе, ресторанов, спортивных клубов включают музыку для посетителей и получают за это штрафы в десятки и сотни тысяч рублей. А всё потому, что те, кто использует музыку для бизнеса, нарушают авторские права. Разбираем шесть законных способов получить музыку для бизнеса.
Десять лет назад в оренбургский рок-бар Underground пришли проверяющие. Они обратили внимание на играющую в баре песню группы «Сплин» «Время, назад!». Оказалось, что руководитель заведения не делал за песню отчислений в РАО (Российское авторское общество), а значит, не имел права включать её. Тогда проверяющие выписали штраф.
Руководитель бара обратился к юристу. Тот сказал, что есть только одна возможность избежать штрафа — получить подписанное разрешение на воспроизведение от правообладателя.
Тогда бизнесмен решил написать лидеру группы «Сплин» и попросить выдать такое разрешение. Музыканты ответили и выслали документ. Несмотря на оригинальную формулировку, он имеет юридическую силу: сказано, что группа разрешает воспроизведение, есть подпись правообладателя.
Сейчас разрешение с автографом певца висит на стене рок-бара, а эта история стала довольно известна в интернете.
Лидер группы «Сплин» разрешил бару Underground воспроизводить песню «Время, назад!»
Лидер группы «Сплин» разрешил бару Underground воспроизводить песню «Время, назад!»
Эта история со счастливым концом: владелец бара избежал штрафа, а популярность заведения только возросла. Но так бывает не всегда.
В баре «Казаки» нелегально ставили песни Михаила Круга, Алексея Брянцева и других исполнителей. Суд оштрафовал владельца бара на 325 000 ₽.
В ресторанах сети «Ресторатор» включали песни Джо Кокера и Энрике Иглесиаса. Компанию оштрафовали на 182 000 ₽. Владельцы сети подали апелляцию, но это не помогло.
Почему нельзя включать музыку из плейлиста
У каждого музыкального произведения есть автор, а у автора — авторские права. Это значит, что только он имеет право зарабатывать на своей музыке. А ещё он может разрешить другим людям её использовать — за деньги или бесплатно (ст. 1255 ГК РФ).
Если автор продаёт кому-то право распоряжаться своей музыкой, покупатель получает смежные права на произведение. Например, звукозаписывающая компания подписывает с автором договор и выпускает диски с его песнями. Владельцы смежных прав получают право распоряжаться произведением (ст. 1303 ГК РФ).
Если вы включаете плейлист там, где работаете с клиентами, значит, используете музыку для бизнеса. По закону это коммерческое использование музыкальных произведений. За него нужно платить правообладателю, иначе вы нарушите авторские и смежные права (ст. 1326 ГК РФ).
Не имеет значения, скачали вы музыку с торрентов, поставили лицензионный диск, запустили плейлист в соцсетях или включили радио. Неважно, кто включил музыку: если официант-стажёр вставил свою флешку в музыкальный центр, отвечать всё равно владельцу бара.
Как получить музыку за деньги
1. Заключить договор с РАО и ВОИС
Чтобы безопасно использовать музыку для бизнеса, подпишите договор с двумя организациями: Российским авторским обществом (РАО) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Это государственные посредники между правообладателями и теми, кто использует музыку в коммерческих целях. РАО защищает авторские права, а ВОИС — смежные.
РАО и ВОИС по умолчанию защищают права всех музыкантов, кроме тех, кто подписал отказ. Это значит, что если вы заключаете договор с государственными посредниками, то можете включать у себя в кафе или ресторане практически любые российские и зарубежные композиции.
Предприниматель может обратиться напрямую в представительства РАО и ВОИС в своём регионе. Представитель просчитает ставки ежемесячной оплаты и подготовит договор. Оплату рассчитывают индивидуально — она зависит от количества посадочных мест в заведении или его площади. Скачать образец договора, узнать ставки оплаты и адреса региональных отделений можно на официальных сайтах РАО и ВОИС.
Если подписать договор с РАО и ВОИС, бизнесмену придётся каждый месяц готовить отчёты. В них нужно перечислить все треки, которые предприниматель включал у себя на точке. Эти данные нужны посредникам для того, чтобы рассчитать сумму вознаграждения для каждого правообладателя.
2. Заключить договор с компанией-посредником
Предприниматель может заключить договор с частной компанией-посредником. Они договариваются с правообладателями двумя способами:
Самые известные компании-посредники: «Бубука», «Retail Media Group», «МузКафе». Предпринимателю не придётся каждый месяц готовить отчёты: частные посредники сами отследят, какие песни он включал. Договор с частным посредником обходится дешевле, чем с РАО и ВОИС, но и треков в его базе меньше, чем в государственной.
Если частный посредник договаривается с правообладателями напрямую, может возникнуть путаница. Например, кафе каждый месяц платит частному посреднику и ставит треки из его базы. Вроде бы всё законно, но если проверка от РАО или ВОИС обнаружит, что владелец кафе платит не авторскому обществу, а кому-то другому, может возникнуть спор. Ведь по умолчанию именно РАО и ВОИС защищают интеллектуальные права на территории России. Если мирно договориться не получится, дело может дойти до суда.
Торговый центр «Дворцовая площадь» заключил лицензионный договор с компанией «Бубука». Во время проверки представители ВОИС решили, что музыка в торговом центре играет нелегально, и подали в суд на компанию. Но «Бубука» доказала, что имеет право предоставлять лицензии на музыку. Суд встал на сторону предпринимателя.
Чтобы избежать проблем, стоит заключать договоры с крупными компаниями, которые защищают своих клиентов от исков РАО и ВОИС.
Например, вот так «Бубука» обещает юридическую поддержку в спорных ситуациях
Например, вот так «Бубука» обещает юридическую поддержку в спорных ситуациях
Предположим, предприниматель открывает кафе в Москве. Площадь — 200 м², количество посадочных мест — 25. Он собирается включать запись, живой музыки в кафе не будет.
Посредник | Цена в месяц |
---|---|
РАО и ВОИС | (200 м² × 34 ₽) × 2 = 6800 ₽ × 2 = 13 600 ₽ |
«Бубука» | от 990 ₽ — в зависимости от тарифа |
«МузКафе» | от 900 ₽ — в зависимости от тарифа |
«Retail Media Group» | от 500 ₽ — в зависимости от технического решения |
Где взять музыку бесплатно
1. Использовать треки с открытой коммерческой лицензией
Лицензия — это документ, в котором правообладатель говорит, как можно использовать композицию. Чтобы бесплатно включать трек в своём кафе или ресторане, вам нужна музыка с открытой коммерческой лицензией — Creative Commons. Найти такую музыку можно на сайтах-библиотеках, например, Soundcloud.
Как скачать бесплатную музыку с Soundcloud:
1. Зайдите на сайт и зарегистрируйтесь или авторизируйтесь через социальные сети:
2. Введите в строке поиска исполнителя или название песни:
3. Перейдите в раздел Tracks:
4. Отсортируйте результаты по фильтру «to use commercially». Эту музыку можно бесплатно и безопасно включать там, где работаете с клиентами:
Чтобы убедиться, что трек можно включать легально, зайдите на его страницу. Если в описании есть пометка «Creative Commons», значит, эту композицию можно использовать в коммерческих целях:
Риск открытой лицензии
Сайты-библиотеки разрешают использовать музыку для бизнеса, но если эти композиции есть в базе РАО и ВОИС, может возникнуть конфликт. Придётся доказывать свою правоту в суде — это время и деньги. И не факт, что предприниматель победит и ему не придётся платить.
2. Ставить старую музыку
Авторские права действуют 70 лет после смерти автора. Если этот срок истёк, произведение считается народным достоянием и его можно использовать для бизнеса бесплатно (ст. 1282 ГК РФ).
Но смежные права работают и для старой музыки. Обычно они принадлежат звукозаписывающей компании. Например, если лейбл выпустил сборник симфоний Моцарта в 2001 году, использовать их бесплатно нельзя — придётся договариваться с владельцем смежных прав.
Найти старую запись, для которой прекратили действовать авторские и смежные права, практически нереально, поэтому этот способ используют редко.
3. Договориться с правообладателями напрямую
Этот путь выбрал владелец рок-бара Underground из истории в начале статьи. Правообладателем может выступать как музыкант, так и звукозаписывающая компания. Договор нужно оформить в письменном виде, чтобы было что показать проверяющим.
Найти выход на звёзд российского или мирового масштаба может быть непросто — а вот договориться с местными исполнителями вполне реально. Условия договорённости могут быть любыми, если они подходят обеим сторонам. Но бизнесмен сможет использовать только те композиции, о которых он договорился с правообладателем.
4. Писать музыку самому
Автор произведения может использовать своё творчество любым способом, если это не противоречит закону. Так что, если вы пишете музыку, никто не может запретить вам включать её в своём кафе, ресторане или спортклубе.
Что будет, если нарушить закон
Представители РАО и ВОИС могут прийти к бизнесмену с проверкой. Если они заподозрят, что музыка играет нелегально, то снимут это на видео и соберут доказательства того, что бизнесмен получает с клиентов деньги. Это может быть счёт из ресторана или кассовый чек. Затем они отправят владельцу бизнеса претензию с требованием заключить договор. Если предприниматель её проигнорирует, РАО и ВОИС могут подать в суд по интеллектуальным правам.
Бизнесменам, которые незаконно используют музыку для бизнеса, грозит штраф от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽ или в размере двойной стоимости права использовать произведение (ст. 1301 ГК РФ).
Памятка
Два законных способа получить музыку за деньги:
Договор с государственными организациями стоит дороже, зато предприниматель сможет включать любую музыку, какую захочет. У частных компаний цены ниже, но и базы музыкальных композиций меньше.
Четыре законных способа получить музыку бесплатно:
Автору помогал Вячеслав Батумски, эксперт в музыкальной индустрии.
Радиовещание в заведении: как не нарушить закон?
Сегодня редкий магазин или кафе оставит посетителей без музыкального фона. Удачно подобранная музыка улучшает настроение, располагает к комфортному времяпровождению и этим помогает владельцам сделать их место популярнее. Нередко в заведении играет та или иная радиостанция, близкая к его атмосфере. Однако владельцам заведений следует иметь в виду, что организация радиовещания в публичном месте, в отличие от индивидуального прослушивания, требует соблюдения законодательных требований в части защиты интеллектуальных прав на воспроизводимые музыку и передачи.
Использовать произведения, транслируемые в радиоэфире, можно различными способами. Так, прослушивание радио в личных целях дома или в автомобиле с точки зрения закона не создает обязательств перед создателями музыкальных произведений. Однако если в заведении играет радио для посетителей, то, по смыслу действующего законодательства и его судебного толкования, владелец такого заведения (далее — пользователь) выступает лицом, организующим публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, что недопустимо без выплаты вознаграждения правообладателям (см., например, п. 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утв. Президиумом ВС РФ 23.09.2015, Определение ВАС РФ от 23.05.2013 № ВАС-6122/13 по делу № А65-8562/2012).
Незаконное публичное исполнение музыкальных произведений влечет как гражданскую, так и административную, а в некоторых случаях — уголовную ответственность.
В связи с этим владельцам заведений, намеревающимся использовать радио в качестве музыкального фона, важно понимать, как организовать легальное радиовещание в публичном месте. Для этого необходимо определить:
признаки публичного исполнения произведения;
роль организаций по коллективному управлению правами;
способы узаконить радиоэфир в заведении.
В настоящей статье отметим также те тонкости, на которые необходимо обратить внимание при заключении лицензионного договора.
Когда исполнение произведения считается публичным?
«Публичность» определяется по месту исполнения — оно должно быть открытым для свободного посещения или в нем должно присутствовать значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.
Публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.
Подпункт 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ
Как представляется, любое заведение вправе проигрывать музыкальные произведения (в том числе по радио) для своего персонала в служебных помещениях, предназначенных исключительно для работников заведения, куда посетители не имеют доступа. Из положений подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ можно сделать вывод о том, что такое использование произведений не будет считаться публичным исполнением.
Между тем из положений закона следует, что звучание радио в автобусе или в такси может рассматриваться как публичное исполнение произведений.
Публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.
Пункт 1 ст. 1326 ГК РФ
При этом ответственным за выплату вознаграждения в данном случае будет юридическое или физическое лицо, которое организует публичное исполнение с помощью технических средств (п. 2 Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 988, далее — Правила сбора и выплаты вознаграждения).
Таким образом, у владельца заведения, в котором осуществляется радиовещание, возникает обязанность по уплате вознаграждения за каждое прозвучавшее музыкальное произведение двум группам лиц:
авторам текстов и композиторам произведений;
исполнителям и изготовителям фонограмм.
Использование радио в заведении является законным, если владелец выплачивает вознаграждение вышеназванным обладателям авторских и смежных прав либо осуществляет с их согласия бесплатное использование. При этом есть несколько способов для перечисления вознаграждения.
Какие функции выполняют организации по коллективному управлению правами?
Принимая во внимание многочисленность обладателей авторских и смежных прав на звучащие по радио произведения, а также многочисленность потенциальных пользователей, законодатель предусмотрел механизм реализации права на получение вознаграждения через организации, осуществляющие управление правами на коллективной основе. Последние от своего имени в интересах правообладателей заключают лицензионные договоры о публичном исполнении и собирают вознаграждение для правообладателей. Такой порядок не является обязательным, однако он может быть наиболее удобным для пользователей, с одной стороны, и позволяет противодействовать незаконному (без выплаты компенсации) использованию произведений — с другой.
Авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).
Создание таких организаций не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами.
Пункт 1 ст. 1242 ГК РФ
Для удобства изложения под независимой организацией в настоящей статье мы будем понимать любую компанию, составляющую альтернативу аккредитованной организации, с которой можно заключить лицензионный договор на исполнение произведений, то есть как основанные на членстве некоммерческие организации, указанные в п. 1 ст. 1242 ГК РФ, так и коммерческие организации (отечественные и зарубежные), которые приобретают права по лицензионным договорам с правообладателями для последующего сублицензирования пользователей.
Существуют два типа организаций по управлению правами на коллективной основе: аккредитованные и неаккредитованные (ст. 1244 ГК РФ). Главное отличие состоит в том, что организация по управлению правами, аккредитованная при уполномоченном органе, имеет право заключать договоры и собирать вознаграждение (а также требовать компенсацию с нарушителей) в пользу всех обладателей авторских и смежных прав, за исключением тех, кто сам направил организации отказ от услуг по управлению правами.
Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры о передаче полномочий по управлению правами, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.
Пункт 3 ст. 1244 ГК РФ
Согласно п. 21 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» аккредитованная организация может действовать без доверенности, подтверждая свое право на обращение в суд за защитой прав конкретного правообладателя (или неопределенного круга лиц в случае, предусмотренном абз. 2 п. 5 ст. 1242 ГК РФ) свидетельством о государственной аккредитации.
Эти особенности правового статуса аккредитованных организаций по управлению правами на практике могут приводить к противоречивой ситуации, когда они предъявляют требование об уплате компенсации за нарушение исключительных прав на фонограммы к лицу, которое уже заключило лицензионный договор на эти произведения с независимой организацией или непосредственно с правообладателем. О таких случаях будет рассказано далее.
Как и с кем нужно договориться, чтобы проигрывать радио в заведении законно?
В настоящее время аккредитованных организаций по управлению правами в России две: Российское авторское общество (РАО), которое собирает вознаграждение в пользу авторов и композиторов, и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая осуществляет те же действия в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм. Аккредитацию предоставляет Министерство культуры РФ как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере авторского права и смежных прав (п. 1 Положения о Министерстве культуры РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 № 590).
Между тем наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе в тех же сферах прав. Такие организации могут заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, заключивших с ними договоры о передаче полномочий по управлению правами (п. 3 ст. 1244 ГК РФ).
Что касается размера и порядка определения выплат по лицензионным соглашениям, то они установлены, например, в положениях РАО и ВОИС. Плата зависит от типа заведения, числа посадочных мест и площади, от проводимых мероприятий и некоторых других нюансов (ставки РАО и ВОИС опубликованы на официальных сайтах: http://rao.ru/for-users/ и http://rosvois.ru/rates/).
Свои ставки за использование произведений есть и у независимых организаций.
Следует помнить, что РАО и ВОИС вправе собирать вознаграждение в пользу неограниченного круга правообладателей, как российских, так и зарубежных (в отношении охраняемых в России произведений) на основании аккредитации и п. 1 ст. 1326 ГК РФ. Поэтому отсутствие произведения в их реестрах не исключает возможность предъявления требования о выплате вознаграждения.
В ситуации, когда в заведении играет популярная радиостанция, нельзя выбирать определенную музыку по принципу того, управляют правами на нее РАО и ВОИС или же независимые организации. Поэтому при решении вопроса о том, с кем заключать договор, необходимо учитывать репертуар радиостанции.
Права на наиболее популярные в России и за рубежом музыкальные произведения содержатся в реестрах РАО и ВОИС, и их использование неминуемо создаст повод для претензий. Открытые реестры РАО и ВОИС размещены на их официальных сайтах (реестр РАО доступен по ссылке: http://rao.ru/information/reestry/, реестр ВОИС — по ссылке: http://rosvois.ru/reestr/). Между тем из положений закона и выводов судебной практики следует, что факт нахождения произведений в реестре этих организаций не исключает возможность уплаты вознаграждения напрямую правообладателям.
Если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе может собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав только при условии, что это прямо предусмотрено указанным договором.
Пункт 2 ст. 1243 ГК РФ
Согласно п. 3 Правил сбора и выплаты вознаграждения получателями вознаграждения являются исполнители и изготовители фонограмм, чьи исключительные права на фонограммы и исполнения действуют (признаются) на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 1321 и 1328 ГК РФ.
Закон исключает возможность повторного взыскания аккредитованной организацией вознаграждения с пользователя, выплатившего его по договору на спорные произведения с иной, независимой организацией, если вознаграждение, таким образом, было получено правообладателями (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.06.2013 по делу № А58-2549/2012, Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 № 09АП-1500/2013ГК по делу № А40-71924/12-27-664).
Суды в такой ситуации приходят к выводу о том, что заключение лицензионного договора пользователем с непосредственным правообладателем влечет прекращение права организации по управлению правами на коллективной основе по сбору вознаграждений в отношении соответствующих объектов авторских и смежных прав.
Следовательно, есть еще один способ узаконить радиоэфир в заведении — заключить договор с правообладателем или его лицензиатом.
Альтернативой популярным радиостанциям могут стать интернет-радиостанции, которые содержат подборку музыки специально для общественных мест и состоят из произведений, лицензию на которые предлагают напрямую правообладатели. Доступ к таким радиостанциям предлагают независимые организации по управлению правами.
Кроме того, владельцы заведений могут обратиться к компании, создающей корпоративные онлайн-радиостанции под заказ. Эфир таких радиостанций может подбираться индивидуально и состоять из фоновой музыки, лицензия на которую передается на основании прямых договоров с правообладателями, что исключает взыскание компенсации со стороны РАО и ВОИС. Такое решение пользуется определенной популярностью и, помимо прочего, позволяет по своему усмотрению заполнять рекламное пространство в эфире, записывая и размещая собственную рекламу при необходимости.
На что обратить внимание, заключая лицензионный договор?
При заключении лицензионного договора как с аккредитованной, так и с независимой организацией необходимо проверить, находятся ли интересующие произведения в управлении этой организации:
в случае с РАО и ВОИС достаточно найти интересующие произведения в их реестрах;
у независимой организации должны быть заключены договоры с правообладателями, что обязательно стоит проверить.
При этом такие правообладатели должны направить в аккредитованные организации отказ от услуг по управлению их правами. В отношении РАО проверить это обстоятельство можно, изучив реестр произведений и прав, исключенных из его управления. У ВОИС, к сожалению, подобного реестра нет, и каких-либо изъятий из круга фонограмм, по которым могут быть предъявлены претензии, заранее не установлено, что потенциально повышает риск судебных разбирательств.
Второй важный аспект относится к заключению договора с независимой организацией: на случай спора пользователь должен быть готов документально подтвердить выплату вознаграждения правообладателям.
Хотя организация по коллективному управлению правами, зарегистрировавшая нарушение, обычно предлагает пользователю заключить лицензионный договор и урегулировать конфликт в досудебном порядке, узаконить исполнение музыки следует до начала использования радиоэфира в заведении. Это поможет избежать возможных требований об уплате компенсации, размер которой может многократно превысить любое вознаграждение за легальное использование, поскольку будет рассчитываться за каждое прозвучавшее в эфире произведение.
Пунктом 1 ст. 1301 ГК РФ в случае нарушения исключительного права на произведение автору или иному правообладателю предоставлено право требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 000 до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения.
Таким образом, у лица, желающего организовать радиоэфир в заведении, есть выбор: возможность, сравнив круг доступных музыкальных произведений и размер платы, заключить договор с аккредитованной организацией по управлению правами, обратиться к независимым организациям или напрямую к правообладателям.
При этом необходимо учитывать наличие у аккредитованной организации ряда преимуществ перед независимыми игроками — таких, например, как размер каталога, широкие возможности по представительству интересов зарубежных правообладателей и, наконец, наличие того факта, что аккредитованная организация, очевидно, не ликвидируется, не пропадет, так как является публичным, фактически государственным, институтом управления правами.
Подводя итог, заметим, что уважение к творческому труду создателей произведений и соблюдение их права на вознаграждение — это важный элемент правовой культуры, от проявления которой и гражданское общество, и бизнес в конечном счете только выигрывают.