когда человек верит в приметы как называется

Приметы: почему так много людей в них верит, а православные – против?

Приблизительное время чтения: 12 мин.

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Некоторые вопросы встречаются особенно часто:

«Приехали в церковь крестить младенца в назначенное нам время, а там идет полным ходом отпевание покойника. Нас попросили погулять часок, пока унесут покойника и помоют пол. Руководствуясь тем, что нельзя переносить крестины, все-таки решились покрестить в этот день. Правильно ли мы поступили? И не навредит ли это ребенку?»

«Когда-то давно моя бабушка и мама принесли с кладбища старые лампадки, какое-то время они стояли у нас дома, потом их выкинули. Слышала, что с кладбища ничего приносить домой нельзя. Могут ли эти вещи нести какой-то негатив?»

«Моя мама смертельно больна. Недавно она купила в церкви серебряный крестик с цепочкой, но потом стала носить крестик на шнурке, а цепочку отдала мне. Я слышала, что чужой крестик нельзя надевать… Тем более умирающего человека. А цепочку, на которой висел крестик?»

«Можно фотографии умерших ставить рядом с фотографиями живых?»

«У меня умер родной брат. Жил вместе с родителями в частном доме, без воды. Могу ли я провести им воду, или нужно ждать год после смерти?»

Подобные вопросы ежедневно приходят на почту «Фомы». Общее в них — суеверные представления и чувство страха и бессилия перед судьбой.

Мы попросили ответить психолога Александра Ткаченко, что на самом деле стоит за суевериями и в чем причина того, что даже многие христиане верят в приметы.

когда человек верит в приметы как называется. Смотреть фото когда человек верит в приметы как называется. Смотреть картинку когда человек верит в приметы как называется. Картинка про когда человек верит в приметы как называется. Фото когда человек верит в приметы как называется

Разговор о суевериях проще всего было бы начать с того, что есть вера истинная и есть вера суетная — напрасная и ни на чем не основанная. Далее можно было бы объяснить читателю, в чем заключается вера православных христиан и чем она отличается от суеверия. И закончить рассказ победным выводом о том, что люди верующие поклоняются истинному Богу, а люди суеверные — нелепым выдумкам и пустым приметам. Но, к сожалению, эта простая и понятная концепция вдребезги разбивается об один невеселый факт: среди верующих людей также бытует множество самых разнообразных суеверий, примет и обычаев, ничего общего не имеющих с христианством. Увы, суеверия — отнюдь не редкость и среди христиан.

Откуда же появляется в людях эта суетная вера? Что заставляет человека бояться каких-то нелепых совпадений и надеяться на них же, вопреки доводам здравого смысла?

Пристально разглядываемая бездна, по словам Фридриха Ницше, имеет обыкновение столь же бдительно присматриваться к ее легкомысленному созерцателю. Наш разум не терпит бессмыслицы и пустоты. Из хаотичного переплетения ночных теней на стене комнаты он с легкостью выделяет фигуры клыкастых чудовищ, а в абстракт­ном наборе цветовых пятен на обоях появляется зловещий профиль Мефистофеля. Наше воображение проецирует на окружающий мир наши же потаенные страхи, словно луч киноаппарата, рисующий на белом экране леденящие кровь картины мистического триллера. Там, где человек напряженно вглядывается в пустоту, она вдруг начинает приобретать вполне конкретные формы его тревожных ожиданий. И тогда перебежавший дорогу симпатичный черный котик становится объяснением всех последующих неудач этого дня, а случайно рассыпанная за завтраком соль — грозным предвестником семейной ссоры.

Жить в столь непредсказуемом и опасном мире неуютно и даже страшно. Чем же можно обезопасить себя от таких выдуманных опасностей? Ну конечно, такими же выдуманными средствами защиты! И вот уже на запястье появляется красная шерстяная ниточка, к двери прибивается заветная подкова, ну а с черной кошкой на улице и вовсе никаких проблем: достаточно лишь пропустить перед собой какого-нибудь незадачливого бедолагу и можно следовать далее со спокойной уверенностью, что все чернокошечные напасти сегодня обрушатся уже не на вашу, а на его голову. Приблизительно так работает психологический механизм формирования суеверий у неверующих людей.

Будучи разумным, человек прекрасно понимает, что в этом мире он не самое могущественное существо, постоянно подвергающееся множеству различных опасностей. И пытается защититься от них такими вот наивными мероприятиями, поскольку ничего другого ему просто не остается, ведь других защитников у него в этом мире бездушной материи просто нет. Ну разве что, по ироничному совету Иосифа Бродского, вообще не выходить из комнаты, сведя жизнь к унылому физиологическому минимуму:

…Слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
Шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

В мире, где для человека нет Бога, приметы становятся вешками, обозначающими безопасный маршрут среди бурлящего потока событий.

Но почему же тогда суевериям подвержены бывают и христиане? Ведь для них мир отнюдь не метафизическая пустыня.

Бог христиан создал этот мир и ни на мгновение не оставлял его без Своего внимания и попечения. Люди, уверовавшие во Христа, получили от Него прямое уверение в том, что они бесконечно дороги Богу: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц (Мф 10:29–31).

когда человек верит в приметы как называется. Смотреть фото когда человек верит в приметы как называется. Смотреть картинку когда человек верит в приметы как называется. Картинка про когда человек верит в приметы как называется. Фото когда человек верит в приметы как называется

Понятно, что суеверия эти идут вразрез с христианской верой и что подвержены им в Церкви далеко не все. Однако явление это не такое уж и редкое. И чтобы разобраться в его причинах, нужно сделать краткий экскурс в самый ранний период жизни человека.

Психологическая основа для будущих суеверий формируется именно в младенчестве. Новорожденный ребенок — очень слабое и абсолютно беспомощное существо. Без заботы взрослых он очень быстро погибнет, не имея малейшей возможности самостоятельно найти себе пищу и воду или укрыться от холода. Все жизненно важные потребности младенца удовлетворяет мама, с которой он провел в теснейшем единении первый этап своей жизни. Будучи с ней девять месяцев одной плотью, чувствуя ее настроение, слыша биение ее сердца, ее голос, младенец и после родов не воспринимает маму как нечто внешнее по отношению к себе. И в то же время он еще не знает, что вокруг него есть огромный мир. Для него весь этот мир воспринимается лишь как ласковые мамины руки, запах вкусного молока из маминой груди, колыбельные песни, которые мама поет над его кроваткой.

Таким образом, на самых первых этапах жизни у ребенка существует двойственное восприятие мамы. С одной стороны, она еще не воспринимается младенцем как отдельное от него существо. С другой — представляется маленькому человеку всей полнотой окружающего мира. И этот мир-мама оказывается способным реагировать на его желания и нужды. Если ребенку стало холодно и неуютно в мокрых пеленках, мир вымоет его в теплой водичке, перепеленает, поцелует и довольного положит обратно в кроватку. Если он проголодается, мир даст ему молока или каши. Если у него заболит животик, мир бережно прижмет его к себе, пожалеет, сделает массаж. Ведь этот мир в представлении младенца — продолжение его самого. Поэтому любое его желание тут же становится известно миру, и мир заботится о его исполнении.

Потом ребенок растет, познает окружающую его реальность, приобретает новые знания и навыки. На смену первоначальному чувству полного слияния с мамой-миром приходит понимание того, что мама — это другой человек, а мир огромен и наполнен множеством интересных вещей и событий. Но, как отголосок самого раннего опыта, у ребенка остается представление о мире как о своем продолжении, способном слышать и исполнять желания. Эти младенческие чувства частично находят свое выражение в любви детей к сказкам про заклинания, волшебную палочку или цветик-семицветик, способные вернуть миру былую послушность и отзывчивость.
Отсюда же и детский эгоцентризм, болезненное стремление видеть себя центром и причиной всего происходящего вокруг.

когда человек верит в приметы как называется. Смотреть фото когда человек верит в приметы как называется. Смотреть картинку когда человек верит в приметы как называется. Картинка про когда человек верит в приметы как называется. Фото когда человек верит в приметы как называется

Родители поссорились, папа наорал на маму, мама расплакалась и ушла к себе в комнату. И тогда, чтобы искупить свою «вину», он начинает с удвоенной энергией делать уроки или драить тарелки на кухне, надеясь таким образом помирить рассорившихся родителей.

Схема «я совершаю какое-то действие, и мир вокруг меня на это реагирует» воспроизводит ранний детский опыт, когда младенцу достаточно было заплакать, чтобы получить еду, тепло и материнскую ласку.

Со временем понимание причинно-следственных связей у человека становится осознанным, и вера в мир как в продолжение себя потихоньку растворяется в новом, уже взрос­лом опыте жизни.

Но если эмоциональное взросление человека было нарушено (например, психологичес­кой травмой), эта детская форма отношения к миру сохраняется в нем на долгие годы и даже десятилетия.

Человек заканчивает школу, женится или выходит замуж, растит детей, работает. Но в глубине души продолжает верить, что способен влиять на мир через какие-то ритуальные действия, подобные детскому мытью посуды или сделанным урокам, которые необъяснимым образом должны помирить папу с мамой.

С такими остатками младенческого восприятия мира у взрослых людей часто имеют дело психологи. Один клиент во время приема рассказывал, что всю жизнь специально заставлял себя усиленно тревожиться каждый раз, когда поднимался на борт самолета, потому что эта тревожность служила своеобразной «страховкой». Когда психолог спросил его, что именно он имеет в виду, тот ответил: «Ну, если я не буду тревожиться, я начну искушать судьбу, и тогда самолет может разбиться!» На уровне чувств он был уверен в том, что его тревожность каким-то образом удерживает самолет в воздухе и позволяет предотвратить катастрофу. Это был совсем не глупый человек с высшим техническим образованием. И умом он прекрасно понимал, что никакой разумно объяснимой связи между его искусственно вызванной тревогой и безопасностью полета нет и быть не может. Но в его субъективном опыте этот принцип работал безотказно: ведь ни один из самолетов, где он так старательно тревожился, ни разу не упал.

Другой случай. Женщина впадает в сильную тревогу, если у нее на глазах случайно наступят на ногу другому человеку. А уж если она сама это сделает, то непременно требует, чтобы в ответ наступили на ногу ей. Когда такого «обмена» не происходит, она может впасть в затяжную депрессию. В процессе терапии выяснилось, что когда-то в детстве подружка, которой она наступила на ногу, сказала: «Дай теперь я тебе наступлю, а то у тебя мама умрет». Девочка отказалась. А когда пришла домой из школы, узнала, что умерла ее бабушка. С тех пор она живет с чувством вины за свой «проступок» и пытается его «искупить», тщательно соблюдая нелепый детский ритуал, который много лет назад случайно совпал со смертью ее родственницы.

Суеверия церковных людей также часто не являются их сознательными убеждениями, это всего лишь отголоски детского чувства, что именно ты являешься смысловым центром Вселенной и все вокруг зависит от правильности или неправильности совершаемых тобою действий.

Отсюда — тревога за свечку, которую ты передал не той рукой или не через то плечо. Отсюда — страх перед вещами умерших людей, боязнь найденных нательных крестиков, занавешивание зеркал после смерти близкого и еще великое множество самых разнообразных тревог. Такие люди пытаются преодолеть свой детский страх через ритуальные действия, позволяющие им снизить уровень тревожности. Например, передавать свечку только через правое плечо и ни в коем случае не через левое.

когда человек верит в приметы как называется. Смотреть фото когда человек верит в приметы как называется. Смотреть картинку когда человек верит в приметы как называется. Картинка про когда человек верит в приметы как называется. Фото когда человек верит в приметы как называется

Как ни странно, убежденность в силе подобных ритуалов вполне органично может совмещаться у них с искренней и горячей верой во всемогущего Бога Вседержителя, в Евангелие, в церковные таинства.

И любые упреки в стиле «да ты ж христианин, как ты можешь верить в такую чушь» вряд ли что-либо изменят. Здесь требуется долгий и доверительный разговор со священником, возможно, не один, или серьезная работа с психологом.

Травмы развития не лечатся обесцениванием чужих чувств, насмешками и укорами. Исцелить их можно лишь любовью и бережным отношением к чужой боли.

Детскую природу суеверий более чем полтора тысячелетия назад блестяще описал в одной из своих проповедей Иоанн Златоуст. Правда, говорит он здесь главным образом не о христианах, а об эллинах (так в Византии называли язычников, веривших в римских и греческих богов). Но мысль о том, что суеверие — плод незрелого, детского восприятия мира, в этом тексте настолько очевидна, что не нуждается в какой-то специальной расшифровке или комментарии:

«Подобно тому, как дети, находясь на руках у своих кормилиц, неразумно протягивают руки к огню и смело порываются к зажженному светильнику, а между тем боятся человека в одежде из козьей шерсти, так и эти эллины — настоящие младенцы, как и сказал о них некто: “эллины — всегда дети”.

Того, что не составляет греха, они боятся, как-то: телесной неопрятности, похорон, катафалков, тяжелых дней и тому подобного. А того, что составляет настоящий грех, как-то: сладострастной любви к отрокам, прелюбодеяния, блуда, — они и не думают считать за грех.

Ты можешь видеть, как (язычник) обмывается после мертвеца, но от мертвых дел он не омывается никогда. Он много прилагает старания о приобретении денег и в то же время думает, что одно пение петуха может разрешить всякое (недоумение).

Так они помрачены разумом. Душа их преисполнена множества примет. Например, такой-то, говорят, первый встретился со мной, когда я выходил из дому: непременно случится тысяча неприятностей для меня. Сегодня ненавистный слуга, подавая мне обувь, поднес наперед левую: быть большим бедам и напастям. Сам я, выходя из дому, ступил за порог левой ногой: и это предвещает несчастья. Это — домашние неудачи. Когда же я вышел из дому, у меня правый глаз мигнул: быть слезам. Закричит ли осел, или петух, чихнет ли кто, и вообще, что бы ни случилось, все их тревожит, так что они, — как я сказал, — точно скованы тысячами уз, точно находятся во мраке, во всем подозревают (худое) и гораздо больше порабощены, чем тысячи невольников.

Но не будем мы такими; напротив, осмеявши все такие (суеверия), — как живущие в свете, как небесные граждане, не имеющие ничего общего с землей, — будем считать для себя страшным один только грех и оскорбление Бога. Если все это пустяки, то и посмеемся над этим, равно как и над первым виновником этого — дьяволом».

Такова оценка святителя Иоанна Златоуста, вынесенная им языческим суевериям: «эллины — всегда дети».

Однако уже в те далекие времена и среди христиан тоже находились люди с таким синдромом затянувшегося психологического детства. И о них Златоуст здесь тоже говорит, но — отнюдь не в уничижительном тоне, а словами, исполненными бережной любви и сочувствия. Наверное, эти его слова и по сей день остаются лучшей рекомендацией для всех христиан, возмущенных или введенных в недоумение суеверными поступками своих единоверцев:

«…Возблагодарим Бога и будем стараться, чтобы нам самим никогда не впасть в такое рабство, а если кто из наших друзей будет пленен, разорвем его узы, освободим его от этого несносного и постыдного заключения, сделаем его способным для восхождения к небу, выпрямим его опустившиеся крылья и научим его любомудрию касательно жизни и веры. Возблагодарим Бога за все и будем умолять Его, чтобы нам не оказаться недостойными врученного нам дара; с тем вместе, позаботимся и о том, что от нас зависит, именно, чтобы нам поучать других не только словами, но и делами».

Источник

Вера в приметы, способная помочь и навредить

История возникновения примет

Различные знаки судьбы и суеверия берут свое начало с древних времен. Люди еще не знали, как устроена природа, законов физики и чем обусловлены те или иные явления, что порой очень их пугало. Поэтому они искали объяснения другими способами: наблюдали, что предшествует определенному природному явлению. Таким образом, люди предугадывали некоторые погодные условия. Например, если птицы низко летают – к дождю, ясный закат – к солнечной погоде и т.д.

Со временем приметы стали носить не только природный, но и социальный характер. С их помощью начали предугадывать определенное поведение людей или конкретные жизненные ситуации. Например, рассыпать соль – к ссоре, разбить зеркала – к несчастью. Все это когда-то имело реальный прямой смысл. Из-за соли люди ругались, так как это был очень дорогой и редкий продукт, и если его рассыпать, то это означало потерпеть большие убытки. Аналогично и с зеркалами. Они были не только дорогими, но еще и хрупкими. Поэтому хозяева убеждали своих слуг, и членов семьи обращаться с ними аккуратно.

Вера в приметы настолько прочно укоренилась в сознаниях, что в современном мире науки и техники люди часто продолжают предугадывать некоторые явления посредством предрассудков. Случается так, что они сбываются, но это больше связано с настроем людей. Последние начинают искать подтверждение приметам. Например, если человек рассыпал соль, он сам того не осознавая, начинает своим поведением провоцировать конфликт. Если же человек столкнулся с благоприятным знаком судьбы, он выискивает именно приятные моменты в любой ситуации, не замечая другие.

Функции, которые выполняют суеверия

Защита и безопасность

В древности люди жили в мире, полном неведомых им сил, как злых, так и добрых. Поэтому в каждой культуре разрабатывались и распространялись ритуалы и правила взаимодействия с неизведанным. Человеку хотелось, чтобы силы оберегали его и помогали.

В основе суеверных представлений лежат разнообразные страхи, часто иррациональные, необъяснимые. А суеверным поведением человека движет желание избавиться от довлеющих над ним аффективных переживаний. Следуя приметам, человек стремится защитить самосознание и эмоциональную сферу от вызывающих дискомфорт чувств. Суеверия дают человеку, испытывающему страх или тревогу, ощущение безопасности и защищенности.

Воспитательная

Если просто сказать ребенку не качать ногой или не оставлять недоеденным хлеб, то, как говорится, «в одно ухо влетит, в другое вылетит». А если добавить, что на ноге леший качается, а оставленный кусочек будет всю ночь бегать за ним, то шансов добиться от ребенка желаемого намного больше.

Таким образом, примета стала запретом, а по сути своей способствовала развитию определенных правил поведения. В широком смысле суеверия могут считаться регулятором общественных отношений, поведения в группе, носителем морали.

Предотвращение возможных негативных последствий

«Вернулся за чем-то домой – посмотрись в зеркало», игнорирование цифры «13» и встречи с черной кошкой – все это и многое другое попытка предотвратить неудачу. В таких случаях у человека возникает чувство, что если он проделал тот или иной ритуал, его жизнь под контролем.

Если подойти к вопросу логически, то возвращение домой за забытой вещью говорит о том, что вы сегодня необычно рассеяны, а это чревато неприятностями. Поэтому посмотреть в зеркало – это некая возможность собрать себя в кучу и настроиться на лучшее.

Приманивание удачи

Об этом лучше всего знают студенты, а также жители домов, расположенных рядом с общежитиями, которые каждую летнюю и зимнюю сессию ложатся спать далеко за полночь. А все потому, что ровно в 00:00 часов с криками: «Халява, ловись!», десятки рук с зачетками тянутся из окон к небесам.

Пятак под пятку и немытая перед экзаменом голова – это уже классика жанра. У спасателей есть примета никогда не чистить обувь в начале смены, чтобы не уехать на вызов, делается это в конце. Что-то с обувью не так, раз всякие обрушения с наводнениями происходят.

Желание заглянуть в будущее

На это направлены всевозможные рождественские гадания и приметы. Кинула башмачок через забор и направление его носка должно указать, откуда придет жених. Гадания были разнообразными, но всегда несли один и тот же символ – замужество.

Например, становились спиной к поленнице дров и, зажмурясь, вытаскивали какое-нибудь полено. Ощупывали его и, обнаружив гладкую поверхность, радовались: жених будет красивый. Или если у ЗАГСа жених споткнулся, значит, он не уверен в своем выборе, утверждает молва. А на деле оказывается, что у него просто развязался шнурок. Человек склонен к тому, чтобы искать «знаки», которые намекнут на будущее, помогут подготовиться к нему.

Защита от дурного глаза

Она находит проявление не только в совершении различных защитных ритуалов, но и в огромном количестве обращений к «профессионалам» в области снятия сглаза. Астрологов, хиромантов, колдунов и экстрасенсов в современной России насчитывается около 300 тысяч. Для сравнения – профессиональных ученых около 400 тысяч, причем последних становится все меньше, а колдунов, по исследованию ВЦИОМ, все больше.

Контроль и неизменность

Многие приметы направлены на то, что если что-то будет сделано определенным образом, то все останется на своих местах и ничего плохого не произойдет. Обычно некие ритуалы соблюдают люди с обсессивно-компульсивным расстройством. Они старательно перешагивают трещины на асфальте, не наступают на крышки колодцев, считают количество освещенных окон в доме напротив, садятся за стол определенным образом, моют руки раз в полчаса, чтобы снять тревогу.

Прекрасный пример – герой Джека Николсона из фильма «Лучше не бывает». Мелвин каждый день обедает в одном и том же ресторане, за одним и тем же столом и использует при этом одноразовую посуду, которую принес с собой из-за патологической боязни микробов. И все это только потому, чтобы его миропорядок оставался неизменным.

Хорошая новость для логиков

Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения прочно фиксируются, а факты явной ошибочности вытесняются. Бихевиористы (те, кто изучает поведение) рассматривают суеверия как естественное следствие неспособности понять причинно-следственные связи между собственным поведением и последующими событиями. Суеверие возникает и поддерживается в результате случайного подтверждения.

Хорошая новость для интуитов

Суеверие дарит человеку необходимую уверенность в своих силах и чувство безопасности. По мнению ученых, суеверия обладают своего рода успокоительным эффектом, если человек верит в то, что эта вещь или действие ему поможет, то это обязательно помогает. Вера имеет невероятную силу воздействия на людей. Но если результаты того или иного мероприятия во многом зависят от удачи, то вера и суеверия тут не влияют ни на что.

Стоит ли верить в приметы и суеверия

Статья для тех кто верит в приметы и суеверия или сомневается, рассуждение на данную тему. Два примера простых примет и их объяснение, несколько весёленьких примет и суеверий.

Наши любимые бабушки и мамы в юности внушали нам веру в приметы. Их родители в своё время также экспериментировали над детским сознанием.

С древних времён священная вера в «нечто», в «знаки судьбы» держала в страхе большую часть населения. Почему люди верят в приметы? Не смотря на продвижение в науке и технике, до сих пор остаются преданные поклонники этих суеверий. Такие люди шагу не ступят без талисманов и амулетов.

Так что же такое «приметы»?

По мнению ученых, вера в приметы и суеверия человеком — это всего лишь совместная работа мозга (самовнушения) и природных явлений, иногда просто совпадения. Люди издавна пытаются связать события своей жизни с какими-либо происшествиями (якобы предсказывающие дальнейшую судьбу).

Им хочется верить, что что-то предвещало хорошее или плохое будущее. Раньше это хотя бы оправдывалось желанием людей собрать побольше урожая с полей или получить наилучшие результаты от охоты и рыбалки. Плохие приметы и суеверия будто бы предостерегали их от опасностей. У каждой нации свои старинные поверья и мифы.

В наше время эта тема до сих пор актуальна. Вспомните актёров и спортсменов. Вполне разумные взрослые люди, но почему-то яростно защищающие свою веру в определённые приметы и суеверия. Для многих известных людей путь к славе и успеху был тяжелым. Пробиваться сквозь дебри препятствий и толпы соперников нелегко.

Человеческая природа слишком любопытна. Хочется знать наперёд, что ожидает тебя в будущем. Тут-то и наступает время для внедрения в нашу жизнь мистификаций. Бывалые рассказывают новичкам секреты успеха, не забывая при этом упомянуть что-нибудь загадочное.

Это помогает им уйти от реальности и не признавать плохие прогнозы. Или наоборот приписывать благоприятным событиям плохой исход. Но если в жизни многих великих людей приметы не только существовали, но и сбывались – стоит ли признать, что они справедливы? Скорее нет, чем да.

Для объяснения большинства примет и суеверий достаточно знать некоторые законы физики, химии или других точных наук. Ни один учёный не любит признаваться в том, что народные приметы действительно «работают». Им известны законы матушки природы не понаслышке. К примеру, примета про полёт на низкой высоте ласточек. Люди скажут: это к дождю.

А учёные объяснят это тем, что птицы охотятся на «метеозависимых» насекомых, которые чувствительны к перепадам давления в воздухе (перед дождём давление понижается). Можно многое объяснить с точки зрения науки. Просто надо задаться вопросом – хотим мы в это верить или нет.

Нас всегда тянет к загадкам и мистификациям. А научные объяснения нас не впечатляют. Предки говорили: если много знать – можно скоро состариться. В каком-то роде это тоже примета. Верить или не верить в приметы и суеверия – это выбор каждого человека.

Главное не увлекаться суевериями. Не стоит превращать свою жизнь в постоянный стресс от ожиданий плохого происшествия. Если примета плохая и предвещает беду – стоит только поменять своё мнение о ней (давно доказано, что самовнушение — сильная «вещь»), как все страхи пропадут. И ничего ужасного не случиться.

Помните в науке многое объяснимо. Допустим, девушкам не советуют сидеть на углу стола, так как она не выйдет замуж. Тут можно использовать психологию – она объяснит, что женщина, которая страшно боится подобных примет, подсознательно настраивает себя к неудачной личной жизни.

Если быть разумными и не приписывать взаимосвязь с мебелью и личной жизнью, то всё у вас будет хорошо. Глупо предполагать, что причиной одиночества является сидение на углу стола.

Но некоторыесуществуют просто, чтобы повеселить нас. Вот некоторые из них:

— если у вас родился малыш, который без конца кричит и брызжет слюной, то из него вырастет неплохой депутат.

— когда встречаешься один на один с белым медведем, значит это последняя примета в твоей жизни, однако…

— если встречаешься на улице с девушкой, у которой большая грудь – это к счастью.

— если ваш ребёнок съел цемент и немного песка, то отпаивание его водой будет плохим знаком.

— если смотреться в зеркало во время еды – счастье проешь, если смотреть и пить – пропьёшь, а в туалете зеркала вообще не советуют ставить…

Исследования и эксперименты ученых

Биологи, культурологи и специалисты по психологии подтверждают в своих исследованиях древнее происхождение суеверий. Они утверждают, что следование приметам заставляет людей перестраховываться. А тот, кто предупрежден, тот вооружен. Повышенная осторожность и внимательность предотвращает несчастный случай, а в целом помогает выжить. Информация о подтвержденных приметах передается последующим поколениям и с каждым разом приобретает все большую значимость. Ученые также вывели понятие «суеверная привычка», которую пока не могут искоренить даже научные доказательства ее несостоятельности.

Несложные эксперименты доказывают, что человек способен менять результаты работы, только лишь опираясь на любимое суеверие. В одном из экспериментов участников попросили захватить талисманы, а затем под благовидным предлогом забрали их. Первой половине группы обереги вернули перед началом задания, а другой сказали, что произошла заминка и талисманы вернут после работы. Те участники, которым их вещи вернули, показали более высокие результаты, вторая же группа призналась, что испытывала беспокойство и неуверенность.

Люди склонны искать помощь и подтверждение своим действиям, опираясь при этом на приметы. Психологи предлагают относиться к ним с чувством меры и долей юмора, выбирать позитивные моменты и быть уверенным в себе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *