какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему

Глава I. Эстетический идеал в Древней Греции

Хор Муз

[37] Феогнид рассказывает, как на свадьбе Кадма и Гармонии в Фивах Музы пели в честь молодых стихи, тут же подхваченные присутствующими богами: «Вечно прекрасное мило, а что не прекрасно — не мило». Эти ставшие крылатыми слова, часто повторявшиеся у более поздних поэтов (в том числе у Еврипида), в какой-то степени выражают чувство Красоты, общее для всех древних греков. В самом деле, в Древней Греции Красота не имела автономного статуса: можно даже сказать, что у греков, по крайней мере до эпохи Перикла, не было настоящей эстетики и теории Красоты

Не случайно мы наблюдаем, как Красоту все время ассоциируют с другими качествами. Например, на вопрос о критериях оценки Красоты дельфийский оракул отвечает: «Самое красивое — это самое правильное». Даже в золотой век греческого искусства Красота всегда ассоциируется с другими ценностями, такими как «мера» и «уместность». К этому следует добавить, что поэзия у греков большого доверия не вызывала; у Платона это недоверие выражено ясно: искусство и поэзия (а значит. Красота) могут услаждать глаз и ум, но не связаны напрямую с истиной. И не случайно тема Красоты так часто ассоциируется с войной в Трое. У Гомера мы тоже не находим определения Красоты; и тем не менее легендарный автор Илиады безоговорочно оправдывает Троянскую войну теми же уважительными причинами, что и софист Горгий в своем вызывающем тексте Похвала Елене — то есть неотразимой Красотой Елены,Красотой, искупающей все случившееся. Захватив Трою, Менелай жаждет покарать смертью неверную супругу, но меч замирает в его руке при виде прекрасной обнаженной груди Елены.

[39] Однако, исходя из этого и других упоминаний о Красоте тела, мужского или женского, мы не можем утверждать, что в гомеровских текстах есть осознанная концепция Красоты. То же справедливо и для лирики более поздних поэтов, где (с одним важным исключением — Сафо) тема Красоты, похоже, определяющей роли не играет. Правда, эти свойственные древнему периоду представления не вполне адекватно воспринимаются сегодня, с нашей современной точки зрения, и не вполне адекватно воспринимались в прошедшие эпохи, когда настоящим и подлинным считалось «классическое» понятие Красоты, в сущности не подлинное и не настоящее, а являвшее собой проекцию на прошлое современного видения мира (примером может служить [41] классицизмВинкельмана). Насторожить нас должно само слово Kalon, лишь по ошибке переводимое как «прекрасное»: Kalon — это то, что нравится,вызывает восхищение, привлекает взгляд.Прекрасный предмет — это предмет, формой своей радующий чувства, в том числе взор и слух. Но Красота предмета выражается не только в тех аспектах, что воспринимаются органами чувств: в случае человеческого тела важную роль приобретают также свойства души и характера, воспринимающиеся скорее мысленным, а не телесным оком. Исходя из этого, мы можем говорить о первом понимании Красоты, связанном, правда, с выражающими ее различными видами искусства, а не с единой концепцией: в гимнах Красота выражается в космической гармонии, в поэзии — в чарах, приносящих усладу человеку, в скульптуре — в мере и симметрии частей, в риторике — в верно найденном ритме.

Красота у художников

[42] В период возвышения Афин как крупной военной, экономической и культурной державы формируется более четкое представление об эстетической категории прекрасного. Эпоха Перикла, кульминационным моментом которой были победоносные войны с персами,— это эпоха бурного развития искусства, в частности живописи и скульптуры. Причины такого развития следует искать главным образом в необходимости восстановления храмов, разрушенных персами, в горделивой демонстрации мощи Афин, в благосклонном отношении к художникам самого Перикла.

К этим внешним причинам следует добавить своеобразие технического развития греческого изобразительного искусства. Скульптура и живопись Греции сделали колоссальный шаг вперед по сравнению с египетским искусством, что было в некотором смысле обусловлено повышением роли здравого смысла в искусстве. Египтяне в своей архитектуре и живописных изображениях не считались с требованиями зрительного восприятия, подчиняя их абстрактно установленным и неукоснительно соблюдавшимся канонам. Греческое же искусство выдвигает на первый план субъективное видение. Живописцы изобретают ракурс, дающий возможность не соблюдать объективную [45] точность красивых форм: если щит, представляющий собой совершенный круг, изобразить с учетом восприятия зрителя, тот увидит его в перспективе приплюснутым. Аналогично в скульптуре можно несомненно говорить об эмпирическом поиске, направленном на выражение живой Красоты тела. Поколение Фидия (многие из произведений которого мы знаем только по более поздним копиям) и Мирона, равно как пришедшее следом за ним поколение Праксителя, добиваются некоего равновесия между реалистическим изображением Красоты, в частности человеческого тела (Красоте органических форм отдавалось предпочтение перед неорганическими), и соблюдением специфического канона (/салоп), аналогичного правилу (потов) музыкальных композиций. Вопреки утвердившемуся в дальнейшем представлению, греческая скульптура не идеализирует абстрактное тело, а скорее ищет идеальную Красоту, осуществляя синтез реальных, живых тел, в котором находит выражение психофизическая Красота, гармонично сочетающая в себе душу и тело или Красоту форм и доброту души: это и есть идеал Калокагатии, высшим выражением которой стали стихи Сафо и скульптуры Праксителя. Эта Красота лучше всего воплощается в статичных формах, когда из действия или движения выхватывается момент равновесия, покоя, и простота выразительных средств подходит для этого больше, чем богатство деталей. Тем не менее в одной из наиболее значительных скульптур Древней Греции это правило резко нарушено: Лаокоон (относящийся к периоду эллинизма) — это динамичная сцена, представленная драматично и отнюдь не упрощенными средствами. Неудивительно, что обнаружение этой статуи в 1506 г. вызвало всеобщее изумление и недоумение.

Красота у философов

[48] Тема Красоты была впоследствии разработана Сократом и Платоном. По свидетельству, приведенному Ксенофонтом в Воспоминаниях о Сократе (Memorabilia), и, скорее всего, учитывая предвзятость сочинителя, — недостоверному, Сократ хотел, по-видимому, теоретически обобщить практику творчества, выделив по меньшей мере три различные эстетические категории: идеальную Красоту, представляющую природу через совокупность частей; духовную Красоту, выражающую душу через взгляд (как в случае скульптур Праксителя, который прописывал глаза, чтобы сделать статуи более правдоподобными); и Красоту полезную, то есть функциональную.

Сложнее у Платона, положившего начало двум наиболее значительным концепциям Красоты, разработанным в последующие века: [50] Красота как гармония и пропорциональностьчастей (восходящая к Пифагору) и Красота как сияние,описанная в диалоге Федр и повлиявшая на идеи неоплатонизма. Для Платона Красота существует сама по себе, вне зависимости от физического носителя, случайно оказавшегося ее выражением; таким образом, она не связана с тем или иным чувственным объектом, она вездесуща. Красота не соответствует тому, что видит глаз (известно ведь, что Сократ был внешне безобразен и тем не менее светился внутренней Красотой). Поскольку тело для Платона — это темная пещера, где томится душа, чувственное видение должно быть преодолено видением интеллектуальным, требующим овладения диалектическим искусством, то есть философией. Не всем, таким образом, дано узреть истинную Красоту. А вот искусство в собственном смысле слова является мнимым отображением подлинной Красоты и соответственно вредно для воспитания молодежи — поэтому его лучше исключить из школьных программ и заменить Красотой геометрических форм,основанной на пропорциях и математической концепции универсума.

Источник

Основные эстетические категории

какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Смотреть фото какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Смотреть картинку какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Картинка про какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Фото какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Смотреть фото какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Смотреть картинку какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Картинка про какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Фото какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Смотреть фото какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Смотреть картинку какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Картинка про какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Фото какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Смотреть фото какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Смотреть картинку какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Картинка про какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Фото какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему

какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Смотреть фото какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Смотреть картинку какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Картинка про какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Фото какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему

какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Смотреть фото какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Смотреть картинку какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Картинка про какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Фото какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему

Т. Кампанслла обосновывает полифонию в эстетике жизни и релятивизмом ее оценок: нет ничего, что одновременно не было бы и прекрасным и безобразным. В. Шекспир утверждает связь красоты и правды: «прекрасное прекрасней во сто крат, увенчанное правдой драгоценной».

В Философском энциклопедическом словаре оно определяется как средоточие негативных характеристик, противопоставляемых характерис­тикам прекрасного: бесформенное, беспорядочное, неопределенное ит.п.,-иной раз сближаясь с понятием небытия. Кстати, эстетика Просвещения отрицала право безобразного на отражение в произведениях искусства. Лессинг. к примеру, считал, что безобразное не может быть предметом искусства, а л ишь фоном для усиления прекрасного-смешным или страш­ным. В романтизме (кон. 18-нач. 19 века) безобразное вообще реабилити­руется в искусстве (творчество Ш. Бодлера, А. Рембо, маркиза де Сада). В эстетике же декадентства (конец19 в.), в авангардизме 20 века (С. Дали) безобразное провозглашается уже в качестве единственного эстетического эквивалента абсурдности бытия (А. Камю).

какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Смотреть фото какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Смотреть картинку какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Картинка про какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему. Фото какую единственную эстетическую категорию можно было воплощать в искусстве классики почему

Главные признаки,- необычайные страсти, красота речи в соединении Великимимыслями, далекими от мирской суеты, людского тщеславия, переживание возвышенного приближает человека, по его мнению, к боже­ственному.

В средние века возвышенное также связывалось с божественным. Это особенно ярко проявилось в архитектуре христианских готических соборов, устремленныхшпилями к небу, как бы выражая стремления людей к высоко­му, чистому, идеальному(отсюда буквально «возвышенное стремление»). В нюху Возрождения возвышенное понималось как яркое и полное проявление человеческой сущности; литераторы, художники и скульпторы славили мощь, красоту, силу человека (как дерзновенное проявление в нем титанического). К примеру, творчество У. Шекспира, скульптура Микельанджело,

Итак, Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою ограниченность, но одновременно возвышает его духовную сущность, пробуждает в человеке сознание нравственного превосходства над несоизмеримыми и подавляющими его событиями, задает идеал преодоления, развития способностей и возможностей человека.

В феномене возвышенного чувственное начало не отрицается, а подвергается нравственному преображению. Оно становится духовно-чувственным. В возвышенном выходят на первый план рефлексия и духовные чувства. Возвышенное дает стимул к достижению новой, еще более значимой меры красоты и служит ориентиром на пути к эстетическому идеалу.

Низменное — эстетическая категория, характеризующая предельно негативные явления действительности и свойства общественной и индивидуальной жизни, связанные с проявлением дисгармонии и сопровождающиеся при восприятии переживанием чувства отвращения или презрения.

Низменное непосредственно граничит с эстетическими категориями безобразного и комического. Эти смежные, пересекающиеся категории находят художественное отражение и оценку в целом ряде жанров искусства (комедия, памфлет, эпиграмма, фарс, пародия, карикатура и др.).

Природные явления воспринимаются как низменные в том случае, если отдельные их стороны или свойства ассоциируются с недостойным поведением человека или угрожают его существованию. Низменное в социальной жизни проявляется в тех случаях, когда в человеческих поступках наблюдается недостаток духовности и избыток биологического, животного начала, т.е. значительно нарушается гармония внутренней и внешней сущности в человеке прекрасном. Предательство, трусость, подлость, цинизм, дисгармония духовного и телесного — все это «подведомственно» категории низменного.

Категория низменного является общей для двух наук — этики и эстетики, поскольку она характеризует явления, представляющие моральное зло и угрожающие благу человечества. Поэтому в отличие от категории безобразного для низменного оказывается неважным наличие в объекте изъянов формы.

Итак, Трагическое — эстетическая категория, характеризующая напряженное переживание конфликта, связанное с духовным преодолением, преображением (катарсисом), страданиями или аффектами героя. В рамках философского анализа трагическое — форма драматического осознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели человека или важных духовных ценностей.

Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под тяжестью враждебных ему сил, а его свободную, активную деятельность, восстание против рока, судьбы, обстоятельств и борьбу с ними. В трагическом человек раскрывается в переломный, напряженный момент своего существования.

Сфера трагического находится в той области действительности, где человек в своей деятельности сталкивается с явлениями, которые пока еще не познаны им и не подвластны его воле.

Трагическое тесно связано с возвышенным и героическим, поскольку предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей.

Аристотель в «Поэтике» ввел понятие «катарсис», при помощи которого объяснял механизм воздействия трагедии на душу зрителя, процесс переживания трагического. В современных исследованиях по вопросам эстетики данное понятие истолковывается более широко, как общий процесс переживания искусства. Кроме того, считается, что катарсис имеет не только функцию очищения, но и разрядки чувств. Поэтому очищение духа свойственно не только трагедии, но и другим жанрам и видам искусства, цель которых в разрядке психологического напряжения воспринимающего субъекта и создании внутреннего равновесия его психики.

КОМИЧЕСКОЕ- наиболее сложная категория и проблема эстетики.

Комическое — эстетическая категория, отражающая степень несоответствия между реальностью и идеалом, сущим и должным и представляющая в эмоциональной форме противоречия общественной жизни и недостатки людей. Категория комического отражает жизненные явления, которые характеризуются внутренней противоречивостью, несоответствием между тем, чем они являются по существу, и тем, как они выглядят. Комическое является специфической формой раскрытия и оценки общественных противоречий, эмоционально насыщенной формой их критики.

Для противоречий, порождающих комическое, характерно то, что первая по времени восприятия сторона противоречия выглядит значительной и производит на нас большое впечатление, вторая же сторона, которую мы воспринимаем во времени позже, разочаровывает своей несостоятельностью.

Комическое встречается в разных видах искусства. В литературе, живописи, кино, театре комизм очевиден и реализуется в различных жанрах: комедия, пародия, эпиграмма, анекдот, фарс, карикатура, шарж и др. В музыке комизм менее очевиден и его бытие осложнено самой природой музыки. Считается, что единственный вид искусства, неспособный отразить комическое, — это архитектура, поскольку она прямо выражает идеалы общества и не может что-либо непосредственно критиковать, отрицать.

В целях классификации комического выделяют основные типы — юмор и сатиру.

Юмор — тип комического, который характеризуется мягким, добрым отношением к жизненным противоречиям и направлен на совершенствование объекта или явления, очищение от недостатков. Явление рассматривается критически с точки зрения его общечеловеческой значимости. Объект юмора, заслуживая критики, все же в целом сохраняет свою привлекательность. Юмору соответствует дружелюбный, беззлобный смех.

Сатира — подчеркнутая, уничтожающая критика пороков, нелепостей и противоречий социальной действительности. Она всегда актуальна, злободневна, так как ее объектом являются недостатки современности. Сатира используется, когда отрицательны не отдельные черты, а явление в своей сущности, когда оно социально опасно. Сатирический смех — злой, бичующий, уничтожающий, изобличающий.

Источник

3.1. Эстетические категории и эстетические качества

Эстетическое видение мира — это специфическое видение мира, и прежде всего — видение его в координатах определенных общих понятий или представлений.

Эстетические категории — наиболее общие, фундаментальные понятия, представляющие собой формы и организующие принципы эстетического опыта и мышления.

Эти понятия являются одновременно категориями эстетики и категориями философии искусства, пытающейся понять феномен искусства и объяснить его развитие.

В общем случае, система категорий эстетики, или ее категориальная структура, представляет собой сеть основных понятий, используемых в эстетике, их устойчивую конфигурацию и взаимосвязь, при которой изменение одних элементов влечет за собой изменение других. Образно говоря, эстетические категории — это те очки, через которые художник, критик и любой иной человек смотрят на мир и без которых они не способны воспринять эстетическое измерение человеческого существования.

К категориям искусства и эстетики относятся понятия: эстетическое видение, художественное, художественный вкус, художественный стиль, художественная объективность, функция искусства, подражание (мимесис), побуждение, художественный образ, символ, симулякр, содержание и форма, художественный канон, прекрасное, эпатирующее, возвышенное, обыденное, трагическое, фарсовое, безобразное, отвратительное, комическое, ироническое, абсурдное, жестокое, эклектическое, заумное, деконструкция и т.д. Часть из этих категорий относится к самому искусству, а часть — к его познанию.

Некоторые категории — в частности, подражание и побуждение, художественный вкус, художественная объективность, художественный стиль — рассматриваются в рамках обсуждения общих принципов искусства, формулировка которых невозможна без использования данных категорий. Другие категории — художественный образ, симулякр, художественный символ — рассматриваются при анализе языка искусства.

Можно сразу же отметить, что и категории, как они понимаются в каждый конкретный промежуток времени, и принципы искусства носят двойственный, описательно-оценочный характер. Они являются, с одной стороны, описанием и систематизацией предшествующего опыта создания произведений искусства, а с другой — диктуют линию будущего художественного творчества.

Традиционная эстетика обычно говорила только о категориях, под которыми понимались те предельно общие понятия, в координатах которых протекает художественное мышление. Современная эстетика вместо старого понятия «эстетическая категория» все чаще использует более широкое понятие эстетического качества, или эстетического свойства. Такие категории, как красота, безобразное, трагическое и т.п., являются частным, хотя и важным случаем эстетических качеств. Эстетические категории важны, но они не должны переоцениваться. В реальном художественном мышлении фигурируют многие иные понятия, обозначающие разнообразные эстетические свойства и не сводимые напрямую к немногим центральным категориям.

Анализ категорий в эстетике. Система категорий, являющихся одновременно категориями эстетики и философии искусства, опирается на более общую систему философских категорий.

Анализ категорий как оснований всего сущего восходит к античности. Впервые систематическое учение о категориях попытался развить Аристотель в трактате «Категории», обобщившем более ранние попытки вычленить основные категории и охарактеризовать их. Аристотель выделил такие категории, лежащие, по его мнению, в основе человеческого мышления, включая и художественное: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Эта система категорий с несущественными изменениями обсуждалась в философии вплоть до Нового времени. Аристотель выделил также целый ряд фундаментальных категорий эстетики: подражание (мимесис), прекрасное, возвышенное, трагическое, безобразное, катарсис, талант и др.

Кант истолковал категории как априорные неизменные формы мышления, упорядочивающие опыт, и подразделил их на следующие разряды: качество (реальность, отрицание, ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). К эстетическим категориям Кант отнес эстетический вкус и эстетическое удовольствие, чистую красоту, возвышенное, творческую спонтанность, гениальность и др.

Системы категорий, создававшиеся в рамках традиционной философии, поражают своей искусственностью, оторванностью от реальной практики мышления, и прежде всего от практики научного и художественного мышления. Почти все эти системы основываются на ошибочных предпосылках: существует, якобы, замкнутый перечень категорий; он не зависит от культуры и не изменяется вместе с ней; система категорий представляет собой не результат анализа реального, в частности художественного, мышления, а следствие определенных общих философских идей, касающихся реальности, и др.

Под непосредственным воздействием науки и искусства современная философия ввела в число категорий такие понятия, как вероятность, рациональность, абсурд, обыденное, объяснение, понимание и т.д. С другой стороны, новое понимание общества и человека побудило отнести к категориям такие понятия, как жизненный мир, страх, заброшенность, забота, сомнение, языковые игры и т.д. Стало ясно, что никакого исчерпывающего перечня категорий не существует, что множество категорий является не только размытым, но и весьма разнородным, так что о «системе категорий» следует говорить с большой осторожностью.

Нужно подчеркнуть, что система категорий эстетики, хотя она и формируется в рамках эстетического видения мира, вырастает в конечном счете из глубин культуры конкретной эпохи и определяется культурой как целым, а не какими-то отдельными ее областями, например философией, теологией или естественной наукой. С изменением культуры меняется и соответствующая ей система категорий искусства.

Переход от одной исторической эпохи к другой всегда сопровождается настолько радикальным изменением системы таких категорий, что возникает сомнение в том, что зрители последующей эпохи способны адекватно понять художественные произведения, создававшиеся в предшествующую эпоху. В частности, О. Шпенглер был убежден в том, что такое понимание невозможно: представления о пространстве, числе, судьбе, детерминированности и т.д., лежащие в фундаменте мышления определенных исторических эпох, совершенно непонятны для последующих эпох.

Каждое направление в эстетике вводит свои собственные категории, претендующие на то, чтобы быть уточнениями, или экспликациями, категорий реального эстетического восприятия и художественного мышления. Всякая философская классификация категорий является в той или иной мере искусственной. Нет оснований думать, что когда-то в будущем эстетика даст естественную, и значит единственную, классификацию эстетических категорий.

Становление и бытие. Из числа категорий, которые так или иначе предполагаются большинством философских систем, можно выделить следующие: существование, время, пространство, изменение, причинность, определенность, рациональность, добро, истина, убеждение, знание и т.д.

Единая категориальная система мышления распадается на две системы понятий. В первую из них входят абсолютные понятия, представляющие свойства объектов, во вторую — сравнительные понятия, представляющие отношения между объектами.

Существование как свойство — это становление (возникновение или исчезновение); существование как отношение — это бытие, которое всегда относительно («бытие более реально, чем небытие»). Бытие представляет собой бесконечное повторение, быть может, с незначительными вариациями, одного и того же; становление — это постоянное, охватывающее все без исключения объекты изменение.

Хорошими примерами объектов, находящихся в процессе постоянного изменения, являются человеческие общества и цивилизации, изучаемые историей; стили и течения в искусстве, исследуемые эстетикой, и т.п. Примерами объектов, не претерпевающих изменений, могут служить объекты, изучаемые физикой или химией. Металлические стержни при нагревании всегда удлиняются; два атома водорода и один атом кислорода всегда образуют молекулу воды и т.п.

Общая тенденция и философии, и науки XX в. — повышенное внимание ко времени, имеющему направление и связанному с изменчивостью мира, с его становлением. Вместе с тем противопоставление становления как постоянного, охватывающего все изменения, бытию, представляющему собой бесконечное повторение одного и того же, берет свое начало в античной философии.

Гераклит растворял бытие в становлении и представлял мир как становящееся, текучее, вечно изменчивое целое. Парменид, напротив, считал становление видимостью, и подлинное существование приписывал только бытию. В онтологии Платона вечно существующий умопостигаемый мир является образцом для вечно становящегося, но по сути иллюзорного чувственно воспринимаемого мира. Аристотель, отказавшийся от бытия в форме особого мира идей, придал становлению характер направленности.

Тенденция рассматривать мир в форме бытия нашла наиболее яркое воплощение в философии Платона. Аристотель склонялся к рассмотрению мира в форме становления. Поскольку философские категории лежат в основе категорий эстетики и философии искусства, эстетика Платона принципиально отличается от эстетики Аристотеля. Можно говорить о двух принципиально разных, существующих параллельно ветвях эстетики: эстетике в духе Платона и эстетике в духе Аристотеля.

В частности, если мир истолковывается как бытие, центральной категорией эстетики оказывается категория отображения реальности, подражания ей или ее копирования. Искусство, являющееся сферой фантазии, не дает сколько-нибудь точной копии реальных объектов, напротив, оно постоянно создает иллюзорные подобия. Поэтому художнику, полагал Платон, нет места в совершенном обществе. Если же мир понимается как становление, и в частности как становление, являющееся результатом человеческой деятельности, то наряду с подражанием необходимо рассматривать также категорию побуждения, предполагающую оценку отображаемого художником положения вещей и намерение преобразовать его в желательном для человека и общества направлении.

Описание мира как становления опирается на особую систему категорий, отличную от той, на которой основывается описание мира как бытия. Время как свойство представляется динамическим временным рядом «было — есть — будет» («прошлое — настоящее — будущее») и характеризуется направленностью, или «стрелой времени»; время как отношение представляется статическим временным рядом «раньше — одновременно — позже» и не имеет направления. Пространство как свойство — это «здесь» или «там»; пространство как отношение — это выражения типа «одно дальше другого», «первое совпадает со вторым» и «одно ближе другого». Изменение как свойство передается понятиями «возникает», «остается неизменным» и «исчезает». Изменению как отношению соответствует «первое переходит во второе». Определенность существующего, взятая как свойство, передается рядом «необходимо — случайно — невозможно»; определенность как отношение передается выражением «первое есть причина второго». Добро в качестве свойства — это ряд «хорошо — безразлично — плохо»; добро как отношение — это ряд «лучше — равноценно — хуже». Истина как свойство передается понятиями «истинно — неопределенно — ложно», истина как отношение — выражением «первое более вероятно, чем второе» и т.д.

За каждой из двух категориальных систем стоит особое видение мира, свой способ его восприятия и осмысления. Отношение между абсолютными и сравнительными категориями можно уподобить отношению между обратной перспективой в изображении предметов, доминировавшей в средневековой живописи (и в более поздней иконописи), и прямой перспективой «классической» живописи Нового времени. Обе системы перспективы внутренне связны, цельны и самодостаточны. Каждая из них, будучи необходимой в свое время и на своем месте, не лучше и не хуже другой.

Вопрос о том, зачем человеческому мышлению необходима не одна, а две системы категорий, дополняющие друг друга, остается открытым. Проблема касается, как показывает современная философия, вводящая понятие практики, различия между созерцанием и действием, мышлением и практикой. Так или иначе, оппозиция «становление — бытие» является центральной оппозицией мышления, включая и художественное мышление.

Нужно заметить, что никакого полного или исчерпывающего перечня категорий эстетики не существует. Эстетическими категориями являются и «эстетика», и «эстетическое», и «прекрасное», и «возвышенное», и «комическое», и «трагическое» и т.д. Состав категорий меняется от эпохи к эпохе, разные стили в искусстве могут выдвигать на первый план совершенно разные категории. Современное искусство ввело, в частности, в эстетику такие ранее совершенно не рассматривавшиеся категории, как «эпатаж», «шок», «игра», «побуждение» и т.д. Категория «прекрасного» лишилась своей центральной роли как в искусстве, так и в его теории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *